Август 2019-го продолжает забирать у нас великих артистов. Вслед за Вилли Токаревым не стало Сергея Березина, который впервые появился на эстраде в качестве скромного аккомпаниатора Марка Бернеса, а ушел легендой, песни которой поет вся страна. «Снег кружится» для ВИА «Пламя» — это как раз его. Задиристо-хулиганское «Одесса-мама» из репертуара Михаила Шуфутинского — тоже. И еще много-много таких же прекрасных композиций!
Сергей Березин — ребенок непростого 1937-го. В детстве, рассказывал он сам, ему очень хотелось иметь аккордеон, но аккордеона не было, зато стояло пианино. Поначалу приходилось тяжело. За окном — крики друзей, весна, футбол, а он сидит и учит гаммы. Но все вознаграждается: сначала жизнь подарила ему счастливую встречу с Бернесом, затем — работу в одном из самых известных вокально-инструментальных ансамблей «Самоцветы» под управлением Юрия Маликова, а после — возможность создать собственную группу «Пламя», первые программы которой включали песни советских композиторов. Чуть позже он поймет, что может писать и сам, — и на эстраде появится еще одна звезда.
«Судьба не дала нам возможности поработать вместе, но его песни сразу трогали за душу, — рассказывает Daily Storm Владимир Пресняков — старший. — Чего значила его композиция «Снег кружится»! Мелодичная, нежная — такую может сочинить только очень хороший композитор. И она — лишь одна из многих...»
Песня «Снег кружится» появилась так же легко, как и зазвучала. Написав музыку, Березин дал послушать Михаилу Таничу и его жене Лидии Козловой. Девушке так понравилась мелодия, что она тут же сочинила на нее стихи. Но вот беда: запись никак не хотели брать на радио, ведь Березин не был членом Союза композиторов. Песня могла бы пропасть, если бы не музыкальный редактор фирмы «Мелодия» Владимир Рыжиков, который решил, что это будет очень несправедливо, и помог ей увидеть свет!
«Создать такую композицию мог только очень большой талант, — говорит Daily Storm Вячеслав Малежик. — И знаете, если б Сергей Владимирович ее исполнил, вся страна была бы на подпевках! Ну а то, каким он был художественным руководителем, даже не обсуждается. Если сравнивать с политическими деятелями, Березин отвечал понятиям о демократическом лидере в наивысшей степени! Это был человек, который четко понимал, что у музыкантов помимо работы есть еще и дом, и семья, которые требуют времени и сил».
Рассказывая об ушедшем народном артисте, Вячеслав Ефимович предупреждает: только не напишите, что «На дальней станции сойду» и «Идет солдат по городу» — это тоже его песни. На самом деле их сочинил Владимир Шаинский, но все почему-то утверждают, что Сергей Владимирович. А вот песня «Переведи часы назад» — это уже его. И она не менее красива, чем «Снег кружится».
«Знаете, август — какой-то несчастный месяц... — говорит Малежик. — Два года назад примерно в этих же числах умер Павел Слободкин, теперь вот Березин. И когда я узнал эту новость, мне стало так горько, что я той же ночью написал стихотворение:
СЕРГЕЮ ВЛАДИМИРОВИЧУ — РУКОВОДИТЕЛЮ АНСАМБЛЯ И ПРОСТО ХОРОШЕМУ ПАРНЮ!
Жестокий август продолжает приносить несчастья...
Слободкин пару лет назад, теперь Березин!
Как жаль, что мы все видимся нечасто,
И так давно не пели вместе!
«Переведи Часы Назад»
И затяни про «Снег кружится»,
И каждый спеть с тобою рад,
Чтоб на подпевках вся страна,
Такое может лишь присниться!!
Отряд наш потерял бойца,
Бойца? Нет, потерял он командира!
Он был вожак, с таким знакомым выражением лица!
Покойся на небе, Сержага, с миром!
Не может смириться с уходом коллеги и Анатолий Могилевский, который в начале 70-х так же, как и Березин, работал у Юрия Маликова.
«Много трагичных вестей, — говорит он Daily Storm. — Просто какой-то урожай ушедших творческих людей... С Сергеем Березиным мы много лет проработали в группе «Самоцветы» и немного в группе «Пламя». Он был замечательный человек, друг и отличный композитор. Печально, что он ушел, ведь его творчество не прекращалось до его последних дней и он мог написать много добрых и хороших песен, как те, что он сочинил, занимаясь творчеством до последнего дня. Мои соболезнования его родным и близким!»
Говорят, Березин в своей жизни сожалел только об одном: что не все его песни увидели свет. Слишком уж много было цензоров, слишком много причин, по которым их не пропускали. Зато судьба свела его с такими выдающимися композиторами, как Марк Фрадкин, Владимир Шаинский, Давид Тухманов, Никита Богословский, Серафим Туликов... Возьмешь у них нотки, поэкспериментируешь с аранжировкой — и вот он, еще один шаг вперед. Все-таки важная это штука — умение не опускать рук и «преодолевать, преодолевать», даже когда на это уже нет никаких сил!