St
Погостить дома не выйдет и за 320 миллионов
Субсидии для туроператоров пригодятся туроператорам, а не туристам

Погостить дома не выйдет и за 320 миллионов

Субсидии для туроператоров пригодятся туроператорам, а не туристам

Туроператорам по России начнут приплачивать из бюджета. Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о запуске программы субсидирования бизнеса в регионах. За каждого обслуженного туриста государство вернет оператору от полутора до пяти тысяч рублей. Ставки отличаются по регионам, но для большинства направлений они проходят по верхней планке.


И все это безвозмездно, ничего не требуя взамен, просто за то, что он (турист) есть. Это так мило! Но, конечно, на щедрость государства смогут рассчитывать не все частники. Во-первых, бюджет пилотной версии программы ограничен 320 миллионами рублей. Во-вторых, в ней участвуют фирмы, обслуживающие лишь 11 направлений. Это Карелия и Архангельская область, Дальний Восток: Приморье, Камчатка и Сахалин; оба Алтая, Бурятия с Иркутской областью, Тюмень и Краснодарский край. Последний включен в перечень с оговоркой, что субсидии достанутся тем операторам, кто работает в мертвый сезон и за пределами Сочи. Что логично — летом бизнес в Сочи не нуждается в субсидиях.


Собственно, ради того, чтобы туристы ездили чаще и круглый год, это и затевалось. О необходимости материальной поддержки внутреннего туризма бизнесмены говорили несколько лет, а в его нынешнем виде проект вынашивали с 2016 года в Министерстве культуры — о нем неоднократно говорил глава ведомства Владимир Мединский.




Зачем?


Дмитрий Горин, гендиректор компании «Випсервис». По его словам, на первый взгляд довольно скромные суммы субсидий принесут значительный эффект. «Выплаты смогут вернуть операторам до 10% стоимости пакетов — это хороший стимул наращивать активность, — рассказал он. — Особенно приятно, что в программу вошли не только традиционные морские курорты, но и места, которые прежде туристами особо не рассматривались». По словам Горина, в этом году программа запущена лишь в тестовом режиме. На ее продолжение в 2019 году операторы запросили уже миллиард, а число направлений планируется увеличить втрое. 


Этим же объясняется и то, что в перечень направлений попали такие разные регионы — ради представительной выборки.


undefined

Для кого?


На запуск программы повлиял успех субсидирования авиаперевозчиков на пиковых маршрутах в высокий сезон. Чтобы в Крым и Сочи охотнее летал турист, государство выделяет деньги транспортным фирмам. Туроператорам хотят платить, можно сказать, за сам факт услуги. За то, что они есть, такие лапочки.



«Такие» — это значит, прежде всего, признаваемые Ростуризмом за операторов и с финансовой гарантией в полмиллиона рублей. В реестре таких компаний 3700. Во-вторых, для получения матпомощи оператор должен обслужить не менее 150-500 туристов в год, в зависимости от региона. В-третьих, он должен быть чист перед государством по налогам и другим обязательствам. В-четвертых, субсидируются маршруты длительностью не менее пяти дней.


«Что это даст потребителю? Как минимум расширение возможностей, новые варианты для отдыха, повышение качества сервиса», — считает Горин.


Фактически государство поможет туроператорам, а не туристам. В имеющейся ситуации это логично: чтобы ездили больше, надо, чтобы было куда ездить. Россия — страна огромная и красивая; желающих получить уровень комфорта выше палаточного хватает, но где его возьмешь?


Почему? 


Российский внутренний туризм последние пять лет переживает бум. Ежегодный поток туристов на начало 2018 года вырос по сравнению с 2013-м на 75%. Такую цифру называет Ростуризм. Его методики подсчета могут вызывать вопросы, но главное тут другое. «Выбирать» российское наши соотечественники стали не от хорошей жизни. За падением реальных доходов после возвращения Крыма последовал перерыв в сообщении с Египтом, а затем и с Турцией. Можно сказать, государство стимулирует внутренний туризм силами МИДа и Минобороны. После возобновления перелетов в благословенные земли all inclusive рост внутреннего туризма вновь замедлился... Сейчас из-за нового падения рубля российский рынок опять лихорадит. 


25 лет назад российское кино дышало на ладан при огромном числе талантливых актеров и авторов, студий и специалистов. Чтобы заработать на кино, нужен был кинопрокат, а его не было. Нельзя сказать, что проблему вполне решили, но, по крайней мере, заработать, снимая в России кассовые фильмы, стало возможно. Правда, едва поднявший голову прокат в России сейчас уже «мочат», причем слишком увлекшись именно этой задачей, но это другая история. Внутренний туризм напоминает ту же ситуацию, что была с кинопрокатом в начале 90-х: смотреть было что и кому, но негде, кроме как в видеосалонах.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

Почему нет?


Дмитрий и Ольга из Москвы занимаются организацией авторских туров по диким просторам дальних уголков России, то есть создали в некотором роде такой «видеосалон». Субсидия им не светит. По их мнению, помогать следовало бы как раз мелким независимым агентствам на местах, притом лучше даже — на региональном уровне: в отдаленных, но живописных районах России туризм стабильно работает только в самом базовом, примитивном, можно сказать, изводе, состоящем, например, из сплавов по рекам или конных походов. «Всем хочется получить халявных денег от государства, но вряд ли эти средства пойдут на развитие. Если оператор сплавляет по реке 500 человек за год, потом получает полтора миллиона субсидий, то скорее он потратит эти деньги на рекламу, чтобы сплавить через год 600 человек по той же реке на той же самой лодке», — говорят ребята. По их мнению, требования по длительности туров и объему работы оставляет большой пласт отрасли не у дел, а туриста надо привлекать постепенно, вырабатывать у него привычку и стандарты.


Настоящая туристическая мысль развивается, по их мнению, в малом бизнесе, преимущество которого — в конкурентности идей, а не в масштабе. Помочь им можно было бы за счет налоговых льгот или каникул. «Министерство культуры, наверное, очень хочет раздать денег, но не знает точно — кому», — полагает Дмитрий. Впрочем, потом он спохватывается: «Ругать эту инициативу неправильно, потому что государство раздает деньги, а не наоборот. Такое бывает нечасто».


В конце концов просто увеличение человеческого трафика даст толчок к развитию: если местные увидят регулярные группы незнакомцев, они начнут предлагать им товары и услуги. В портах сначала строят причалы, а потом появляются кабаки и бордели. Но, с другой стороны, для этого нужно, чтобы в порт зачем-то заходили корабли.