В Русской православной церкви заявили о том, что в обществе «возникло сакральное отношение к алкоголю». По мнению духовенства, крепкие напитки губят население страны, а потому не должны романтизироваться и изображаться в привлекательном свете. Daily Storm выяснил, что думают об этом представители культуры и шоу-бизнеса, чьи песни или картины порой так и манят отведать какого-нибудь зелья.
Для начала стоит признать, что люди в России действительно пьют. И чем дальше они живут от Москвы, тем больше. Пьют от нищеты и безысходности, от невозможности что-либо изменить. Но связано ли это с искусством?
В творчестве Бориса Гребенщикова можно проследить немало «алкогольных мотивов». Например, в песне «Ну-ка мечи стаканы на стол» уверенно заявляется: «Все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду». А в песне «Мама, я не могу больше пить» эта спираль закручивается дальше некуда:
«Зашел в бесконечный лес,
Гляжу вверх, но я не вижу небес.
Скажи в церкви, что во всех дверях стоит бес –
Демон Алкоголь».
Сам Гребенщиков отнюдь не считает, что творчество может побуждать к пьянству.
«На мой взгляд, алкоголь не имеет никакой связи с культурой — так же как шнурки от ботинок или зубная щетка. Вопрос в том, есть ли у человека, о чем думать и говорить. Если больше не о чем, то он будет говорить о том, как он вчера выпивал. Культурой это назвать я бы не решился. Это отсутствие культуры», – рассказал он Daily Storm.
По мнению артиста, пить лучше в кругу друзей. Что касается отражения этой темы в искусстве, то почему бы и нет.
«Алкоголь – это не более чем техническое средство раскрыть душу в компании, – добавил он. — А пропаганда... Является ли «Рубайят» Омара Хайяма и стихи суфиев пропагандой алкоголя? Опыт человечества подсказывает, что нет; когда Хайям пишет вино, он имеет в виду что-то другое».
Песню «Рюмка водки» принято ассоциировать с Григорием Лепсом, и лишь немногие знают, что ее настоящий автор – певец Евгений Григорьев, или просто Жека. В свое время артист продал свой хит Лепсу всего за триста долларов. Цена песни могла достигать десятков тысяч, но Жека едва сводил концы с концами и согласился на малое.
Сейчас «Рюмку водки» не поют – кричат или выплакивают. Потому что одинокий и пьяный мужчина возле окошка, вспоминающий про «линию колен», — это действительно страшно.
«Я не считаю, что тема алкоголя может соприкасаться с культурой, будь то русской или какой-нибудь другой, – рассказал Евгений Григорьев Daily Storm. – С таким же успехом можно сказать, что песни о любви являются пропагандой чувств. На мой взгляд, упоминать в тексте алкогольные напитки — абсолютно созидательно, и это не несет какой-то дополнительной нагрузки».
Кстати, сам Евгений предпочитает испанское и итальянское вино.
«Главное, чтобы это было в умеренных количествах», – подчеркнул он.
Не прочь распить бутылочку хорошего вина и певица Вика Цыганова. Конечно, не в одиночку, а в компании.
«Мне кажется, надо не запрещать алкоголь, а повышать общий уровень культуры в стране, – заявила она Daily Storm. – Если человек находится в социуме, у него есть стабильная работа и уверенность в завтрашнем дне, он вряд ли уйдет в запой. Любые же запреты, наоборот, чреваты срывами, бунтами и протестами».
По мнению артистки, тревога духовенства вполне обоснована. Вот только тревожиться мало – надо показывать пример.
«Я понимаю, почему церковь бьет в колокола, но ей самой не мешало бы вести себя поприличнее. Это я сейчас про тех же священников, которые ездят на машине пьяными. Там ведь тоже не святые служат, а простые русские люди», – добавила артистка.
Стоит напомнить, что именно Вика Цыганова когда-то взорвала страну песней «Русская водка». В интернете есть даже ролик, где певица сначала лихо отплясывает, а потом со словами «Простите меня, Христа ради, грешную» смачно опрокидывает рюмку.
Текст песни простой и понятный:
«Русская водка, что ты натворила!
Русская водка, ты меня сгубила!
Русская водка, черный хлеб, селедка;
Весело веселье, тяжело похмелье!»
«Была ли в ней пропаганда? Ну что вы. На самом деле — это песня-кич, песня-лубок, – объяснила Цыганова. – Она не призывала пить – наоборот – просила опомниться. В конце даже есть такие слова: «Хорошо, едрена мать, только меру надо знать». Когда эта композиция появилась, народ активно употреблял спирт «Рояль». Но ведь не я его привозила! Так что эту песню можно смело ставить в один ряд с произведениями Гоголя».
Если Цыганова отрицает желание привлечь внимание людей благодаря простым и понятным «пьяным» образам, то художник Вася Ложкин – напротив, подчеркивает. Он выпустил альбом «Пьянство и разврат», а еще сделал серию смешных рисунков, на которых можно проследить все этапы алкоголизации героев. Многие снабжены подписями. Например, «Масоны нашептываютъ Менделееву рецептъ водки, чтобы сгубить русскiй народ» или «Они уже избавились от алкогольной зависимости. А ты?»
«Да, я действительно использую подобные мотивы, – подтвердил Вася Ложкин Daily Storm. – Я их люблю, они мне нравятся. Если я изображаю мужчину в состоянии алкогольного опьянения, в крайне степени белой горячки, то это очень емкий образ, который привлекает внимание. Ведь в любом творчестве должен быть конфликт! Представьте, вот идет человек и вдруг видит деньги. Если он пойдет и купит на них лекарства для бедных, то это скучно. А если он купит на них вина, напьется и попадет под машину, уже интересно! Такие пиковые моменты должны быть в любом произведении».
Приписывать же заигрывания с алкогольной тематикой исключительно русской культуре, считает автор, абсолютно неправильно: «Это, скорее, международная культура! Все пьют: и русские, и какие-нибудь финны. А если вспомнить американские фильмы, то там вообще не просыхают».
По данным ВЦИОМ, в России произошло резкое снижение употребления алкоголя. Если в 2009 году четверть опрошенных говорили о том, что не пьют, то сейчас этот показатель составляет 39%. Еще 4% респондентов честно признались, что стали пить больше. Интересно, есть ли среди них те, кто сделал это с подачи артистов или художников?
Коллаж © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov/Artur Cupak