Легендарная Шуховская башня, которой вот уже много лет прочат разрушение, стоит вопреки всему. Пусть старая, пусть обветшавшая — даже такой она продолжает быть главным украшением и достоянием столицы! Правда, в разговорах москвичей нет-нет да промелькнет, что башню пора сносить: по легенде, инженер Владимир Шухов проектировал ее ровно на 100 лет, и этот рубеж почти пройден. В следующем марте его изобретение отметит вековой юбилей! Планировал ли Шухов такой возраст объекта на самом деле? И что ждет этот памятник в будущем?
Неделю назад на Шуховской башне зажгли подсветку. Красиво? Да, очень — но отчего же так щемит сердце? Может, это то же самое, что поставить на кладбище новогоднюю елку? Легенда инженерной мысли требует скорейшей реставрации.
Нужно сказать, что вплотную к этой конструкции не подойти уже никому. Памятник окружают высоченные заборы и ряды колючей проволоки, а попробуешь обойти кругом, обязательно наткнешься на какое-нибудь здание. ФГУП «Космическая связь», ВГТРК, ЦНИИ комплексной автоматизации легкой промышленности... — все строго, секретно и охраняется суровыми чоповцами. Но если вы все-таки исхитритесь и подберетесь поближе, то будете сильно огорчены. Главный символ «Голубых огоньков» напоминает одинокую ржавую ракету, которая очень хочет устремиться ввысь, но не может, потому что замурована в бетонное основание и окончательно потеряла всякую подвижность.
«Люди приезжают со всех концов страны, чтобы попрыгать возле забора», — так скажет об этом правнук создателя, президент фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов.
Впрочем, не все так плохо. Состояние башни действительно не выдерживает никаких комментариев, но это еще не приговор.
«Все эти рассуждения, что конструкция проектировалась не более чем на 100 лет, — сказки, — заявляет Шухов-младший в беседе с Daily Storm. — И придуманы они не кем-то, а ее нынешним владельцем, компанией «РТРС». Потому что если продолжать ничего не делать и ждать, когда она развалится, это очень хороший способ прикрыться. Ну раз сам инженер говорил, что ей больше не простоять, — тогда все, надо разбирать!»
«На самом деле даже в таком состоянии она может простоять еще лет 50, — обещает мужчина, — но продолжит разрушаться. И восстанавливать ее будет еще дороже и сложнее. Тем более что нынешний собственник весьма успешно перекладывает этот вопрос на Министерство культуры, бюджет которого, как известно, формируется из наших с вами налогов».
50 лет — это, конечно, условно. Чтобы сказать точнее, нужно проводить экспертизу.
«Но если вспомнить Шуховскую башню на Оке, у которой была спилена часть опор и горизонтальных колец, и она все равно стояла, то вы понимаете, какой там запас прочности, — говорит Владимир Федорович. — Так что все очень хорошо и в то же время плохо. Башня — крепкая и надежная. Шухов — гениален. Но нужно еще и что-то делать!»
Об экспертизе. Если верить специалистам, главное, что угрожало памятнику, — щелевая коррозия металла в заклепочных соединениях элементов. До тотального обрушения не дойдет, обещали они, но если ничего не предпринять, заклепки начнут отрываться. А было это еще — дай бог памяти — в 2011 году.
«С тех пор работы по защите конструкций от коррозии, по имеющейся у нас информации, не проводились», — сообщает Daily Storm исполнительный директор Научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова Наталья Силина. В компании РТРС на момент публикации на наши вопросы пока не ответили.
Легендарную Шуховскую башню начали строить в 1919 году. «Мы всесильные титаны, непреклонные борцы, мы — циклоны, мы — вулканы, мы — бессмертные творцы», — писал об этом событии петроградский журнал «Пламя». Возведение объекта велось без лесов и подъемных кранов, на обычных лебедках, металл выделялся по личному указу Ленина, а любые простои воспринимались как катастрофа. Дошло до того, что Шухова обвинили в саботаже и приговорили к условному расстрелу с отсрочкой приговора до конца строительных работ. И все из-за чего? Из-за внезапно оборвавшегося троса, который увлек за собой четвертый ярус (позднее обвинение было снято, а приговор отменен). Поэтому когда строительство закончилось, инженер отказался от всяких наград, хоть и признал, что его детище прекрасно.
Едва появившись, башня тут же стала символом нового времени. Это она вдохновила Алексея Толстого на создание романа «Гиперболоид инженера Гарина». С нее начались первые в СССР регулярные телетрансляции. Благодаря ей торжественное «говорит Москва» разносилось по всем уголкам мира. Она же спустя годы попадет в Красную книгу «Архнадзора» в номинации «Ветхость».
«Однако наша позиция остается неизменной, — заявляет нам координатор движения «Архнадзор» Андрей Новичков. — Когда все кругом говорили, что башня подверглась коррозии и при малейшем урагане рухнет на головы прохожих, мы продолжали стоять на своем, что ничего такого не произойдет! Вопрос, чем занимается ее нынешний собственник? В такой компании, как РТРС, могли бы найти деньги на ее восстановление».
По словам молодого человека, в 2014 году он лично обзванивал людей, которые могли бы встать на защиту этого архитектурного творения. В числе сказавших свое слово были Глеб Панфилов, Юрий Стоянов, Юрий Норштейн, Владимир Грамматиков и ныне покойная Наталья Крачковская, заявившая, что «нельзя подрубать корни, на которых мы выросли».
«Да кто знает эту башню!» — говорили инициаторы сноса, — продолжает Андрей. — А им отвечали: да все знают. Кого ни спроси. Это — заставка программы «Голубой огонек». Это — символ телевидения. Это — что-то из детства. Поэтому она должна стоять. А если ее разберут, то не соберут уже никогда!»
А вот какого мнения случайные прохожие... В порядке эксперимента мы вышли на Шаболовку и обратились к ним с одним-единственным вопросом: оставить или снести?
«Я думаю, что оставить. Все-таки это реликвия, — отвечает девушка по имени Элина. — Что я о ней знаю? Если честно, особо ничего. Просто мы часто здесь проходим и видим ее. Чем-то напоминает Останкинскую телебашню, только более старую. Поэтому я думаю, что она должна быть здесь!»
«Оставить и отреставрировать! — считает пенсионерка Людмила Николаевна. — Я 60 лет живу в этом районе и не представляю, каким бы он был, если б ее вдруг снесли. Это наша история. Это одна из главных достопримечательностей Москвы. Мне будет очень плохо, если это произойдет!»
Если верить истории, Россия могла лишиться этой башни дважды. В первый раз, когда в конце 30-х в нее врезался одноместный почтовый самолет. Летчик погиб. Конструкция пошатнулась, но устояла! Второй — осенью 1941 года, когда ее заминировали, чтобы не отдать фашистским войскам. Взорвать объект поручили начальнику инспекции электросвязи при одном условии: когда будет смертельная необходимость. Если нажмешь на кнопку, а немцев потом отгонят — расстрел. Если опоздаешь и сооружение попадет в руки врага — тоже. Но опять обошлось. Обойдется ли в третий?..