Не успели в Волковском театре Ярославля опомниться после скандальной попытки объединить его с Александринским, как новая напасть: в интернет просочилась новость о том, что по требованию прокуратуры снят спектакль «Ревизор». В качестве главной причины называется демонстрация сцен курения, хотя есть подозрение, что всему виной его гомосексуальный подтекст: один из героев скачет по сцене в костюме розового кролика и танцует под Satisfaction в исполнении The Rolling Stones. «Чего только не придумают! —возмущается в ответ худрук театра Сергей Пускепалис. — Так и хочется сказать всем этим людям: вам делать, что ли, нечего? У нас все хорошо, мы работаем, живите уже своей жизнью!»
О том, что «Ревизор» снят, стало известно с подачи общественника Сергея Казанского, который пожаловался в прокуратуру, что на некоторые спектакли театра невозможно прийти с детьми — настолько стыдно. На что получил ответ: ведомство уже проводило проверку этого культурного учреждения и выявило множество нарушений. Большинство из них касалось отсутствия возрастной маркировки, но были и посерьезнее: например, в видеозаписи спектакля «Бабаня» звучали неприличные слова, а в «Ревизоре» курили, что противоречит требованиям статьи 4 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В какой-то момент всем показалось, что ситуация разрешена: спектаклям «Пушкиниана» и «Любовью не шутят» присвоили категорию «16+», а «Бабане» — «18+». Но вот куда вдруг делся «Ревизор» — осталось загадкой: его и вовсе исключили из репертуара. Тут-то и вспомнилось, что в одной из сцен почтмейстер появляется в костюме розового зверя и ведет себя, как бы это помягче сказать, не совсем по-мужски — а что это, если не повод для преследования по линии ЛГБТ?
«Про розовых кроликов? Да, читал… и просто в шоке, — говорит в беседе с Daily Storm худрук театра Сергей Пускепалис. — Не знаю уж, действительно ли они скакали у нас по сцене, но на самом деле спектакль был снят совсем не из-за этого, а из-за ухода задействованных в нем актеров. Играть в этой постановке стало просто некому».
По словам худрука, он совершенно не понимает, кому и зачем нужно делать подобные вбросы. События уходящего года остались далеко позади, все утихло, успокоилось. Театр работает! И вдруг — очередная шумиха!
«Но если кто-то там жалуется, то нам-то какое дело? — спрашивает он. — Все, что было предписано, мы выполнили: возрастной ценз спектаклей был повышен, а в той же «Бабане» вообще ни одного неприличного слова! Чтобы вы понимали, мы даже собираемся переносить ее с Малой сцены на Большую, а это говорит о многом. Видимо, каким-то людям просто нечего делать. Так и хочется им сказать: живите уже своей жизнью и дайте жить нам».
Спектакль «Ревизор» был поставлен в 2016 году и шел на сцене театра несколько лет. Так как это комедия, зрители прекрасно понимали, куда идут и что могут увидеть. «Для волковских артистов это повод для самого отвязного и изобретательного актерского хулиганства», — сразу предупреждали их в анонсах. Но если увидеть Добчинского и Бобчинского в спортивных костюмах было еще более или менее терпимо, то почтмейстер в розовой шкурке кролика «убивал» наповал.
«Был ли там герой в костюме животного? — смеется режиссер постановки Денис Азаров. — Был! И действительно нетрадиционной ориентации. Ну, понимаете, просто почтмейстер — это скучно, поэтому, когда мы ставили эту историю, то решили привнести в нее еще и несколько ноток интимности. Конечно, мы понимали, что в провинции такое не приветствуется, но мы же не педалировали, а просто слегка намекнули».
«Кстати, наш заяц танцевал совсем не под Satisfaction, а под хаус! В спектакле звучал сет композитора и звукорежиссера Волковского театра Антона Мануйлова, — добавляет он. — А вот курят ли герои, чего-то уже не припомню. Я работал там до 2016 года. Ну, может, кто и закурил. Это что-то страшное?!»
По словам Дениса, когда он прочел новость про голубого почтмейстера, из-за которого отменили целую постановку, то долго смеялся, а теперь в чем-то даже благодарен авторам этой байки за то, что они стряхнули пыль с давно позабытого спектакля. «Но это точно не по доносу какого-то чувака! — уверяет он. — Короче, «Ревизор» возвращается, а Гоголь весело машет нам рукой!»
Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова — один из старейших в России, он был основан еще в 1750 году. Весной 2019-го его хотели объединить с Александринским, однако под давлением общественности действие приказа Минкульта было приостановлено. «Мы совершенно не собираемся что-либо делать насильно и вести кого-то в светлое будущее, пока он сам этого не захочет», — говорил тогда Владимир Мединский. Мир наступил только после прихода Пускепалиса, кандидатуру которого одобрили почти все деятели культуры. По их мнению, это тот самый человек, который умеет не только бережно общаться с актерами, но и хранить историю, а значит, у него все получится.