Следить за сольным творчеством бывшего участника «Бухенвальд Флава» интересно хотя бы потому, что оно полностью диссонирует со всем наследием культового наци-рэп-коллектива. Саша осел в Москве, владеет своим маленьким бизнесом, дружит с Дмитрием Энтео, слоняется по городским окраинам и пишет рэп.
Его спокойно можно встретить где-нибудь в Бирюлево, когда в одиннадцать вечера вырубаешь камень. Он будет пьян, обгашен и еле ворочать языком. С ним можно часами выпивать, слушая его картавые телеги о судьбах Россиюшки, и вообще не вдуплять, как этот человек может что-либо складно начитывать. Пока не увидишь его за микрофонной стойкой в студии.
Сколько скурено дряни, не принимай буквально.
Ты опоздал, парень, читать мораль нам.
У нас все нормально, передадим воздушно-капельным. Или половым.
Как ежик в тумане, глотать дым. Как чужая плетка в кармане.
Как мусора брали с камнем, как душно в камере.
Кажется, Скулу душно не только в камере, но и в нашей повседневности. Но это не типовые интеллигентские жалобы на затхлую атмосферу. Это куда страшнее и безысходнее. В этом кругу сансары весь воздух выкачали давно. Мы все в вакууме.
Альбом «1989» — куда более простой и камерный, чем прошлогодний колдовской «Пламень». И в этой простоте злой провинциальный подросток примиряется с московским манагером с потухшим взглядом. Даже не потому, что у них исчерпаны все противоречия. Просто «в этом рейсе нет победителей».
Эта планета закончилась.
Пристегните ремни.
Тут ничего больше нету.
Только пульсаров огни.
Техники, схемы,
Роботы, звери.
И мы жужжим как комары.
Дай патронов, иди за мной.
В кумаре за дверью.
Мы обязательно выживем.
Верь мне.
И в этом вакууме не очень понятно, кто такой сам Саша и чего он хочет. Зато понятно, кем он быть не хочет. Злобным менеджером или замученным подростком. В других амплуа его не видишь. Или он намеренно эксплуатирует лишь эти маски. С трудом верится, что этот человек когда-то ходил на собеседование в компанию Тимати. Что вдохновившись его треками, какой-то мальчик из Хабаровска стал рэпером Гнойным и сверг с трона самого Оксимирона.
Скул мог бы гордиться тем фактом, что его творчество повлияло на Славу КПСС, и всячески это эксплуатировать, но вместо этого лениво отмахивается и невнятно материт своего подопечного и весь баттл-рэп в России. Даже если раньше он и принимал участие в поединках, то с неизменно с пофигистичным видом, бумажкой с текстом и «ягуаром» в руке. Ему действительно наплевать на все. Он идет своей дорогой, пугающей и не освященной. И одному богу известно, куда она его приведет. Пожалуй, религиозная тематика — вторая по популярности в его текстах после наркотической. Половина его знакомых «на медленных, другая — на быстрых, а он — горчичное зернышко, гонимое ветром».
Тебе несут дары, но они не волхвы.
Вольво, ниссан, мерседес, БМВ в кредит.
Ты любишь деньги, как верблюд любит пить.
Как таракан хлеб, как на зоне грев.
«Грев» — один из сильнейших треков на альбоме наравне с «147». Может быть, Энтео и перегибал палку, когда сравнивал Скула с Достоевским, но когда слушаешь эти вещи, понимаешь, что русскую действительность, кроме как этим, сейчас просто и нечем иллюстрировать.
1-4-7, 4-88.
С корабля вперед крыс с… (ушли) матросы.
А мы все дальше по тонущей палубе кроссим.
Это Россия, с музыкой о 228.
Это мегаполисы на ноотропиле,
Здоровье за айпэды и современные мобилы.
Всегда онлайн и пробиваем по джипиэсу.
Влажные жопы на кожзамовых креслах.
Православные кресты на футболках у рэперов.
Турники, правильный смысл у рейверов.
Святые в скитах, в лимузинах пресветлые.
Все так оно и есть.
Фото: © Daily Storm/Олег Михальчук