Петербургский комитет по культуре потребовал от инициаторов установки мемориальной доски на доме, в котором когда-то жил Борис Стругацкий, справку о том, что тот и правда был литератором. Что делать — пришлось звонить в Союз писателей и просить подтвердить это документально. Вопрос в том, как это сформулировать, чтобы не было смешно. «Подтверждаем, что он действительно сочинял»? А пока мастера пера ломают головы, интернет вовсю пестрит своими вариантами бумажек, доказывающих, что Борис Натанович действительно является «писателем руками, головой, машинкой и ЭВМ».
Как рассказывает депутат заксобрания Борис Вишневский, о мемориальной доске Стругацкому думали уже давно. Ее эскиз уже готов, осталось только согласовать проект с властями и перейти к установке, но подвох появился там, где его меньше всего ждали. У него потребовали бумажку, что Стругацкий – писатель.
«Насколько я знаю, сотрудники комитета культуры уже выступили с заявлением, что понимают всю курьезность ситуации. Однако закон есть закон, и нужны обоснования, что Борис Натанович был действительно выдающейся личностью, — рассказывает он в беседе с Daily Storm. — Что самое смешное, в 2012 году я вместе с Григорием Явлинским уже инициировал постановление Заксобрания об увековечивании памяти этого писателя, на что губернатор прислал письмо, в котором подтвердил его заслуги. Это было сделано уже давным-давно — какая еще справка?!»
По словам Вишневского, имени человека, который решился попросить такое подтверждение, он не знает, однако может предположить, что это какая-то неопытная девочка. Ей дали задание соблюсти инструкцию — она соблюдает.
«Скорее всего, это обычная бюрократическая глупость, — говорит депутат, — однако справочку все-таки придется достать. Ведь чем быстрее появится эта доска, тем быстрее мы перейдем к осуществлению своей следующей задачи: установить памятник Стругацкому, а лучше сразу обоим братьям, на площади их имени!»
Между тем маленький бюрократический казус уже вызвал бурную реакцию в Сети. «Когда я прочел этот пост, в доме ржали все, даже кошки!» — пишут пользователи интернета. «А еще надо справку, что Пушкин — поэт, а Салтыков-Щедрин — писатель. А то мало ли чего. Вдруг агенты вражеские?»
От души посмеялся и сын Бориса Стругацкого Андрей. «К вопросу о справке, запрошенной комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Наш друг Лео Каганов (писатель-фантаст и поэт. — Примеч. Daily Storm) постарался и выдал-таки необходимый документ!» — сообщил он на своей странице в Facebook. А чуть ниже разместил и само свидетельство: «Стругацкий Борис Натанович является писателем руками, головой, пишмашинкой и ЭВМ, а также иными средствами сочинения текста по бумажным, экранным и прочим писчим поверхностям. Сочинения данного автора играют выдающуюся роль и неоднократно имеют большую аудиторию».
«В Союзе писателей, вероятно, эту справку сделают, хотя и там долго ржали, услышав об этой инициативе бюрократов из комитета по культуре», — сказал он Daily Storm.
Шутки шутками, а справка в комитет культуры действительно готовится, подтверждает заместитель председателя Союза писателей Санкт-Петербурга Сергей Арно. «Но не про то, что Борис Натанович был литератором, а про то, что состоял в нашей организации, — говорит он. — Иначе будет совсем смешно! И потом, есть ли у нас право давать такие документы? Право утверждать, писатель он или нет?»
Как считает Арно, произошедшее — это обычный пережиток советского времени и попытка перестраховаться. Ведь все бывает на этом свете, но кто такие Стругацкие, знает каждый! «А справку дадим; не сегодня-завтра документ будет готов, — говорит он. — Надо его только правильно сформулировать».
Стоит отметить, с одной стороны, власти действовали правильно. Согласно закону «О мемориальных досках в Санкт-Петербурге», предложение об установке памятного знака должно содержать не только обоснование увековечивания той или иной личности, но и копии архивных документов, подтверждающих достоверность ее заслуг. Это чтобы потом не размышлять, почему в высеченные слова закралась ложь. Однако нужно ли быть столь придирчивыми в отношении людей, которых знает весь мир?
Напомним, что нечто подобное было с Иосифом Бродским, когда у него потребовали подтвердить, что он поэт, а потом объявили тунеядцем и сослали в Коношский район Архангельской области. Ситуация со Стругацким попроще — хоть его уже и нет, остались люди, готовые за него заступиться. Главное, чтобы у инициаторов установки памятной доски не попросили справку о получении справки, а то это затянется на долгие-долгие годы.