В XVII веке в Нидерланды из Константинополя завезли луковицы тюльпана. Новые цветы очень скоро стали безумно популярны у богатых особ. Вначале тюльпаны продавались по одной луковице и только летом, но начиная с 1635 года все изменилось — и торговать начали цветами, которые еще находились в земле.
Луковица перестала быть валютной единицей и уступила место расписке с обещанием передать ее покупателю. Так появился рынок фьючерсов и зародился один из первых в мире экономических пузырей. Именно в этих декорациях и разворачивается нехитрая, но довольно приятная мелодрама Джастина Чадвика «Тюльпанная лихорадка».
Права на экранизацию романа Деборы Моггак выкупили еще до того, как книга была опубликована. Сам же съемочный процесс затормозился по финансовым причинам на 15 лет. Пошло ли это в итоге картине на пользу, сказать трудно. С одной стороны, актерский состав не досчитался Джуда Лоу и Киры Найтли, с другой, за эти годы мы стали свидетелями такого количества кризисов и финансовых пузырей, что история «Тюльпанной лихорадки» приобрела дополнительную пикантность.
Одна из удач фильма — Кристоф Вальц в роли богатого, но недалекого подкаблучника, которого на протяжении всей истории водят за нос все кому не лень. Временами это выглядит настолько комично, что становится непонятно, как он вообще смог сколотить состояние и заработать титул «перечного короля».
Но подобные несостыковки легко прощаешь фильму благодаря уютной костюмированной картинке, красивейшим реконструкциям загаженных амстердамских каналов и атмосферных баров с беднотой и шлюхами. Даже в последних нас не покидает атмосфера пряничного домика. Съемки проходили в Великобритании, поэтому тут все камерно и нет масштабных планов с детальной реконструкции Амстердама XVII века.
В киноленте, по сути, говорится о двух вещах: о любви и о деньгах. За любовными перипетиями наблюдать скучновато, гораздо интереснее смотреть постельные сцены — спасибо прекрасной Алисии Викандер. С историческим экскурсом про первый в истории финансовый пузырь дело обстоит лучше: люди эпохи Возрождения безапелляционно верят в Бога и так же безапелляционно стремятся к наживе. Служанка готова заложить доверившуюся ей госпожу, брат портовой шлюхи готов продать первого встречного в матросы.
Однако в фильме катастрофически не хватает развития характеров. Большинство героев просто ждут и терпят, уповая на Господа и рассчитывая срубить нехилый куш. Из всех персонажей на решительные действия готова только героиня Алисии Викандер. Даже ее суженый, молодой художник Ян, хоть и ввязывается в финансовые авантюры, кажется, не способен на смелые поступки. Такое ощущение, что он живет по инерции.
Ближе к финалу вообще становится не очень понятно, каким образом герои выпутались из трудных ситуаций. Все сюжетные линии упираются в мелодраматический финал, который никого не оставит обиженным. Несостыковки в сюжете остается списать на божественное вмешательство. Недаром же на протяжении всей картины герои ревностно молились и уповали только на Спасителя.