В Театре Армена Джигарханяна заканчивает работу режиссерская лаборатория, призванная помочь студентам и выпускникам творческих вузов воплотить в жизнь свою самую заветную мечту — поставить собственный спектакль. В начале октября они представят свои эскизы на суд худсовета, победители получат возможность поработать в коллективе уже на правах его полноценных участников. «Каждый год в России выпускаются сотни дипломированных режиссеров, которые оказываются никому не нужны и вынуждены заниматься всем, кроме искусства, — говорит куратор проекта Сергей Виноградов. — Мы хотим дать им шанс обрести почву и начать работать!»
Подать заявку на участие в лаборатории мог любой желающий до 35 лет, а потом из них выбрали четырех самых-самых. Счастливчикам показали малую сцену театра, познакомили их с актерами и благословили на большие творческие свершения. Одним из них стал режиссер Виктор Деребенко, когда-то приехавший в Москву из Тюмени. У молодого человека два образования — он окончил Московский государственный университет культуры и ВГИК, но найти себя оказалось непросто.
«Когда ты учишься, ты еще не задумываешься о том, что будет впереди, — рассказывает он Daily Storm. — А вот когда выходишь из института, то понимаешь, что на самом деле тебя никто нигде не ждет и таких, как ты, миллион! Конечно, ты заставляешь себя не падать духом и что-то делать — создавать сценарии, общаться с продюсерами. Но чтобы что-то действительно закрутилось, должно быть еще и удачное стечение обстоятельств, а не просто красивые разговоры об искусстве».
По словам Виктора, чтобы заработать себе на жизнь, он рисовал картины, а в театр Джигарханяна написал, уже ни на что не рассчитывая. Теперь он называет режиссерскую лабораторию самым большим шансом своей жизни.
Выбирая эскиз для работы, молодой человек остановился на пьесе «Ева. Отдых для палача» Михаила Фишера, которая рассказывает о том, что люди никогда не должны становиться заложниками чужих интересов.
«Но больше всего я переживал о том, найдем ли мы общий язык с актерами, — говорит Виктор. — И оказалось, что зря: они оказались такими радушными! Будет грустно, если нам придется расстаться, настолько я к ним прикипел».
Если у Михаила есть хоть какой-то жизненный опыт, то Екатерина Давыдова из Петербурга еще студентка. Она учится на пятом курсе факультета театра кукол.
«Для своего эскиза, в работе над которым мне помогает видеорежиссер Женя Шаракшанэ, я выбрала пьесу Аси Волошиной «Пациенты» о людях с нарушением работы правого полушария. В общем, о пустоте и понимании этой пустоты. А спусковой крючок — это когда тебе говорят «никогда». «Никогда! Катя, ты слышишь, это не произойдет никогда и ни при каких обстоятельствах!» — эти слова пугают меня больше всего на свете...», — рассказывает она так, как будто сама стоит на сцене.
В ответ на вопрос, тяжело ли идет работа, девушка лишь весело смеется: «Нет, не тяжело. Это актерам непросто, когда к ним приходит режиссер без опыта, но они настолько тактичные, что не подают вида!»
Серьезный Виктор, улыбчивая Катя... Глядя на этих ребят, почему-то с грустью думаешь о том, сколько всего им еще придется пройти, чтобы стать настоящими режиссерами. Учиться быть мягкими, но не сходить с намеченного курса, вести за собой людей и не спать ночами, переживая за каждого актера... Все это очень хорошо известно их куратору Сергею Виноградову. Как и то, какой ценой дается это счастье — ставить свои собственные спектакли.
«Для чего нам была нужна эта лаборатория? — переспрашивает он. — Потому что мы сами знаем, что это такое. Если вы помните, путь Армена Борисовича ведь тоже был не из простых. До своего взлета он около 10 лет проработал в труппе Ереванского театра, а в Москву попал лишь после личного приглашения Эфроса. Поэтому, когда мы с ним разговаривали на эту тему, он сказал: «Сына, я тебе доверяю и очень тебя люблю, потому что ты прошел такой же сложный путь, как и я. Давай! Делай! Это нужно не только молодым, но и нам самим».
Про «такой же путь» — это неслучайно. Сергей не понаслышке знает, что такое ломать головой стены. Ему еще, можно сказать, повезло: приехав в столицу из Ярославля, он почти сразу попал на стажировку к Кириллу Серебренникову, которая и дала ему стартовать в большую жизнь. Другим такого шанса не выпало.
«Когда я уезжал в Москву, моя однокурсница сказала: «А зачем туда ехать? Кому мы там нужны? Ведь таких, как мы, много», — вспоминает режиссер. — На что я ответил: «Подожди. Если таких, как мы, много, я буду одним из тех, кто останется там жить!»
По словам Сергея, сказать, что было тяжело, значит не сказать ничего. Бесконечные смены коммунальных квартир, постановки не самых любимых шоу и спектаклей — чтобы выжить, ему приходилось постоянно наступать на горло собственной песне. Да почему приходилось? Приходится и сейчас, потому что у него семья и маленький ребенок. Без фриланса не прожить. Но это, конечно, намного лучше, чем, как многие другие, уйти на дно.
«Пробиться о-очень сложно! — говорит он. — Поэтому многие режиссеры и начинают ставить детские спектакли, преподавать и заниматься шабашками. Да посмотрите по актерам. Только в одной Москве их выпускается чуть ли не 200 человек в год, а мы смогли взять только двух, и то умоляя директора, что это действительно необходимо! Добавьте выпускников из Питера, Ярославля, Воронежа, Екатеринбурга... Куда потом деваются все эти люди? В Москве хоть еще кино и шабашки, а в провинции? Ну получит такой актер зарплату в 20 тысяч — что он будет делать на такие деньги?»
Как рассказывает Сергей, подобные творческие лаборатории — большое событие не только для молодых режиссеров, но и для самих театров, потому что молодежь — это всегда новая кровь. Радует и то, что их идею поддержал Департамент культуры города Москвы. Теперь осталось дождаться худсовета и определить тех, кому посчастливится поставить на сцене театра уже не маленький 30-40-минутный эскиз, а полноценный спектакль. Кстати, на показы 2 и 3 октября, возможно, приедет сам Армен Борисович. По крайней мере, обещал. Так что у ребят будет двойная мотивация!