Директор канцелярии главы Российского императорского дома Александр Закатов рассказал, будет ли ждать нового фильма Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Премьера сериала состоится уже в октябре, главные роли сыграют Никита Ефремов (Николай II) и Юра Борисов (офицер охранного отделения Михаил Прохоров). Оба яркие, оба у всех на слуху. Но удастся ли им уйти от шаблонов?!
— Александр Николаевич, добрый день! Мы знаем, с какой опаской вы относитесь к историческим фильмам. А пойдете смотреть «Хроники русской революции»?
— Добрый день! Я уже посмотрел трейлер и не могу сказать, что мне понравилось. Хотя судить, не видя всю картину, — это все-таки неправильно.
Конечно, я сразу понимаю, когда фильм сделан с расчетом на скандал. Здесь этого нет. Да и режиссер — хороший. Но каковы там идейные исторические основы и насколько они близки к реальности, будет ясно лишь после премьеры.
— Роль Николая II досталась актеру Никите Ефремову. Как вам этот выбор?
— Я не знаком с его творчеством, но если взять фильмы, которые уже существуют, то нельзя сказать, что актер там всегда похож на государя. Например, тот же фильм «Агония», в котором впервые показали, что Николай II — это не просто бездушный тиран, а что он был человеком. Что он страдал и думал о России.
Фильм снят в 70-х и долго пролежал на полке, но сумел передать его личность, его драму и его переживания. С точки зрения монархистов эта лента им не близка идейно, но сейчас такие не снимают.
— Это про последние?
— Да, и объясню, почему. Потому что все артисты играют уже по-современному.
Они надевают мундиры, но манера поведения и речь — все это, увы, не отражает дух эпохи, как это было в старых фильмах. В тех, советских фильмах! Где дореволюционная Россия хоть и изображалась глазами коммунистической партии, то есть отрицательно, но актеры все же возвращали в прошлое.
А теперь это люди, которые или злоупотребляют модной лексикой, или чересчур подчеркнуто пытаются подстроить свою речь под старые образцы. Понятно, что они не виноваты; так написано в сценарии. Однако получается как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: «вельми понеже» и «паки, паки, иже херувимы».
Вот признаюсь честно, фильм «Агония» я смотрел много раз! Потому что он талантливый, хоть некоторые вещи там и неприятны. А эти не хочется. Даже если они будут супермонархические и там будет сусальный и благочестивый образ государя!
— В «Хрониках русской революции» можно увидеть и молодого актера Юру Борисова, который играет вымышленного персонажа — молодого офицера охранного отделения Михаила Прохорова. А сам Борисов — номинант на «Оскар» за роль в фильме «Анора».
— Не могу ничего сказать, у самых замечательных артистов есть и удачные, и неудачные роли. Но то, что я видел в трейлере... Там люди не похожи! Они не похожи на реальные исторические личности. Ни Ленин, ни Николай II.
И вымышленные герои — они тоже не похожи на людей своей эпохи!
К слову, когда шел фильм «Матильда», это так же бросалось в глаза. Ведь как говорили о государе? Что он и «кровавый», и «слабый». Но даже противники никогда не подвергали сомнению, что он был очень хороший семьянин. Что семья для него была на первом месте! Его даже упрекали.
Но когда его изображают путаником, который не может разобраться в женщинах, и он весь какой-то истеричный — уже там было видно, что его образ совершенно не соответствует реальному.
— Тогда что бы вы посоветовали режиссерам, которые берутся за подобные работы?
— Я бы посоветовал не кривить душой и никогда не идти на поводу у массовых настроений, а изображать правдиво. Правдиво и по возможности объективно.
И второе — иметь хорошую команду консультантов. И самим быть в курсе! Не просто доверять тому, кто скажет: «Да тут все в порядке! Снимайте вот так». А вникать, общаться с историками. Которые, возможно, будут высказывать разные точки зрения...
Но соблюсти принцип исторической правды!
Иначе происходит искажение представления о нашем прошлом. А если мы имеем искажение о прошлом, то мы плохо ориентируемся в настоящем и неправильно прогнозируем наше будущее.
Нельзя относиться легкомысленно. Ну подумаешь — один посмотрел, другой... На самом деле это формирует общественное сознание, и режиссер несет ответственность!