Большинство читателей Daily Storm живет в городах-миллионниках. Скорее всего, в вашем городе есть Театр оперы и балета. Но давайте начистоту: когда вы последний раз были на спектакле этого главного русского искусства (и мы сейчас не об опере)?
Понятно.
И даже не собираетесь.
Что ж, специально на сей случай Daily Storm в стиле «карточек «Медузы» собрал самые абсурдные мифы о балете: дескать, это и скучно, и детей туда не затащишь (в отличие от новой серии киновселенной Marvel), и мужчины и женщины в обтягивающих трико вызывают у кого-то неоднозначные ассоциации…
Но что же такое балет на самом деле и как подготовить себя (и близких) к его просмотру? Об этом Daily Storm рассказал Леонид Лавровский-Гарсиа: педагог Российского института театрального искусства (ГИТИС), руководитель хореографической школы «Лаборатории Лавровских» и внук одного из основателей советской школы драм-балета — главного балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского — старшего (1905-1967).
— Я понимаю, зачем смотреть фильм, спектакль или даже оперу: сюжет, диалоги, конфликт, социальные темы. Но в балете перед тобой — просто ограниченный набор пируэтов под музыку, и так два часа. Что вообще в этом интересного?
— Сразу уточним: а какого рода произведения искусства мы сейчас подразумеваем? Не хочу никого обижать, но чтобы смотреть ситкомы или подпевать хитам в мюзиклах, особой подготовки не требуется. Это легко, это — так, разрядка. Слегка переиначу цитату из «Бесов» Достоевского: без искусства нет вдохновения, а без вдохновения не изобрести колеса, которое потом установят на телегу и привезут на ней хлеб человечеству. Как писал Федор Михайлович: «Сама наука не простоит минуты без красоты»!
Плавно перехожу к балету. Да, как любой серьезный вид искусства, он требует культурно подготовленной публики. Потому что придумывают его столь же глубоко образованные люди. Теперь — к вашим претензиям. Во-первых, в балетах тоже есть сюжет, и порой он не менее драматичен, чем в «Человеке-пауке» или «Мстителях». Во-вторых, балет — это симбиоз творчества композитора, хореографа и исполнителя. Смотря балет, вы обязательно должны не только воспринимать движения, но и научиться чувствовать, как они растворяются в музыке. А сквозь эти движения и музыку можно научиться чувствовать диалоги. Только это уже будут не чьи-то слова, а ваши личные переживания. Балет — это понимание мира без слов!
Далее. Что значит «ограниченный набор пируэтов»? Нот вообще семь, а историй, как выяснил Борхес, всего четыре... В общем, к чему я это все... Чем лучше человек разбирается в классическом искусстве, чем чаще он ходит в оперу и музеи, смотрит русский балет и читает книги — тем качественней его жизнь!
— Вы утверждаете, что русский балет — лучший в мире. Какие-либо объективные доказательства тому есть?
— Лучшим в мире его делает наличие школы. Причем многие думают, что у нас есть какой-то «секрет китайского фарфора». Но нет. Просто программа русской школы построена не только на движениях тела, но и на изучении всех сопутствующих предметов: истории балета, театра, актерского мастерства… Я уже не буду грузить вас такими дисциплинами, например, как народно-характерный танец (где разбираются танцы различных народов, их психология, особенности костюма, традиционный колорит и этнические танцевальные движения).
Такое количество спецпредметов подготавливает совершенно иного качества исполнителей, нежели западные методики. Русская, советская школа заставляет не просто выполнять то или иное движение, а в буквальном смысле дышать им, то есть думать! Главное, что она привнесла в мир балетного искусства, — научила исполнителя понимать смысл исполняемого на сцене!
В конце концов балет мировой величины — это та часть нашей непростой истории, за которую уж точно не стыдно. Сначала в Российской Империи он полюбился аристократам, потом гениальный арт-менеджер Сергей Дягилев «продвинул» наших исполнителей по всему миру. Затем, во время Великой Отечественной, русский балет сохранился (в буквальном смысле) благодаря Самаре: труппа Большого театра была эвакуирована именно в этот город, ставший на время «запасной столицей».
Далее, в холодную войну, «железный занавес» вокруг СССР прорвали зарубежные гастроли советского балета и открывший их спектакль моего деда Леонида Лавровского «Ромео и Джульетта». 60 лет назад те постановки установили высочайшую планку, которую пока никто не перепрыгнул. Вы представляете, какая ответственность лежала на тех артистах? Не дай Бог опозорить страну, завалить трюк и, что самое главное, оставить публику равнодушной! Вот они и выкладывались по полной. Не ели, не спали, только репетировали, чтобы достойно станцевать и честь страны не уронить. За ними же не зарплата — Родина стояла. Вы знаете, что лондонцы (первые гастроли Большого театра прошли в столице Великобритании) спали на улице несколько дней, чтобы суметь приобрести билеты на наши гастроли? А после первого показа «Ромео и Джульетты» шквал аплодисментов не смолкал два часа! Представляете, русские англичанам показывали Шекспира, да как!
Теперь те артисты — наши педагоги, и хочешь не хочешь — свой подход они прививают и новому поколению. Поэтому, я считаю, русский балет пока — лучший.
— Хорошо, хорошо, убедили. Допустим, я смотрю балет. Как понять, он плохой или хороший, удачно или бездарно поставлен?
— Для первого или даже 21-го просмотра — никак. Дать квалифицированную оценку может лишь профессионал, прошедший школу, о которой я говорил. Задача нового зрителя (то есть вас) — прислушиваться к собственным ощущениям по принципу «нравится/не нравится». И, главное, наслаждаться. Спектакль в красивом зале, вы в парадной одежде, в буфете выпили бокал сельтерской воды — просто чудо! Конечно, если вдруг вам попадется квалифицированный критик, обязательно выслушайте его, но и свое первое ощущение и первую эмоцию не забывайте: они обычно самые главные.
— Как рассказывать о балете детям? Я имею в виду, как их затащить на балет вместо последней серии «Мстителей», например?
— Тут многое зависит от возраста. В нашей хореографической школе «Лаборатории Лавровских» есть спецкурс для самых маленьких «Учимся смотреть балет» — показываем его на большом экране, разбираем, узнаем имена героев, музыку слушаем, делаем из бумаги фигурки для лучшего усвоения материала. Дети этот урок обожают, попробуйте с ними что-нибудь этакое сами! Да и вообще, понаблюдайте за ними в раннем возрасте: им в мультфильмах слова не так важны, как моменты, когда герои пускаются в пляс.
Лет с 14 все, конечно, сложнее. Тут ребенку уже нужно объяснять, что создатели «Мстителей» (и вообще фильмов про супергероев) имеют приличное классическое образование, на балет и в оперу ходят, музыку классическую слушают и цену им понимают. Без знания этих основ никакой блокбастер они бы не сняли. И даже саундтреки к таким лентам часто записывает «старомодный» симфонический оркестр…
А когда один раз растворишься в танце, наблюдая за сюжетом и слушая музыку, — уже потом и объяснять не нужно будет.
— Что, если дети на балете будут задавать неудобные вопросы? Сами понимаете: на сцене мужики и бабы в обтягивающих колготках делают странные движения, возникают неоднозначные... гм... ассоциации.
— На сцене нет «баб и мужиков», как вы выражаетесь. Есть артистки и артисты. А колготки их называются «трико». Его впервые надел самый знаменитый обладатель балонного прыжка (с зависанием в воздухе) Вацлав Нижинский, поскольку штанишки, надетые поверх, мешали исполнять па в полную силу. Пришло трико еще с момента зарождения балета в Италии из придворной моды. Ноги артиста балета — это волшебный инструмент, позволяющий делать туры в воздухе и на земле, взлетать в воздух в кабриоле, демонстрируя при этом всю страстность героя. Зачем же это скрывать?
Балет — это в первую очередь красивое тело: там нагрузка построена таким образом, что нет перекаченных или недокаченных мышц. Им вообще и позаниматься можно в любом возрасте, благо, сейчас студий много. Равномерная нагрузка на все тело идет в несколько раз правильнее фитнеса. А все «гм, ассоциации», которые возникают и вас смущают, — они от непросвещенности, от незнания и стеснения по этому поводу. Это, так сказать, комплексы, которыми не следует гордиться.
— В балете же тоже есть разные жанры, школы? Как найти то, что мне будет по вкусу, чтобы уж точно не разочароваться с первого раза?
— Начать советую с классического репертуара — «Лебединое озеро» или уже упомянутые «Ромео и Джульетта». Не ждите, что вы, подобно героине Джулии Робертс из фильма «Красотка», получите катарсис с первого же просмотра. Подготовьтесь, прочитайте заранее либретто — сюжетную основу спектакля (хотя бы из «Википедии»).
Если классика взойдет, можно и продолжить. Причем, что отрадно, не только в Москве и Питере, но и в регионах. Например, сейчас в Самарском академическом театре оперы и балета (САТОБе) идет современный авангардный балет «Три маски короля». Я его, к сожалению, не смотрел, но, судя по исполнителям (с некоторыми из которых я знаком лично), проект как минимум интересный.
И вот он — день «Икс»! Вы нарядно одеты, сидите на дорогих бархатных креслах, третий звонок, гаснут люстры… Обычно балет начинается с увертюры; постарайтесь отрешиться в этот момент от всех мыслей и насладитесь музыкой, чтобы, когда поднимется занавес, вы с чистым разумом окунулись в волшебный мир балета.
— А если остались вопросы, какие-либо ресурсы — «Футляр от виолончели», или Daily Storm от балета имеются?
— Был неплохой журнал Ballet Insider, закрывшийся в 2017 году, к сожалению. Но мода на балет снова набирает обороты, даже в глянцевых журналах появляются статьи о современных артистах и постановках. Интересные — хотя и, увы, бессистемные — материалы можно найти и на просветительском сайте «Арзамас».
Ребенок продолжает задавать неудобные вопросы? Попробуйте вместе с ним обсудить, что же имел ввиду хореограф, под такую-то музыку поставивший эти столь смущающие кого-то движения. Если не удалось разобраться самим, то спросите у моей супруги, балерины Наталии Лавровской, через ее Instagram-блог, там она рассказывает о балетной жизни простым языком и отвечает на самые каверзные вопросы. Не стесняйтесь, приходите в комментарии, спрашивайте!