Русская православная церковь решила разорвать отношения с Константинополем. Отныне верующим нельзя будет молиться в храмах Стамбула, Анталии, Крита, а также на Афоне. Нарушившим запрет прихожанам придется каяться, а священнослужители потеряют работу. Переживают за этот раскол и в российской культуре, в которой, как известно, чуть ли не каждый второй ходит в церковь или призывает в своих песнях к вере и смирению. Еще чуть-чуть, говорят артисты, и случится самое страшное!
Решение Синода РПЦ прекратить отношения с Константинополем было принято буквально накануне и стало ответом на шаги Вселенского патриархата по признанию автокефалии (независимости) Украинской церкви. Порошенко вроде бы доволен: это значит, считает он, что Украина находится на правильном пути, а мы, наоборот, с него сбились.
«Подобно тому, как Россия противопоставила себя всему мировому сообществу своей агрессивной имперской политикой, теперь на путь самоизоляции и конфликта с мировым православием становится Русская церковь», — написал он на своей странице в Twitter.
А что об этом думают у нас? Например, певица Ольга Кормухина, в песнях которой всегда столько Бога и любви?
«Причина — в том, что большинство православных плохо знают свою веру, — рассказала она «Шторму». — Не знают канонических законов, не знают правил Вселенских соборов, потому и попадают под влияние волков в овечьей шкуре! Я считаю, Украина стала наглядным примером того, что может произойти, если мы тоже будем равнодушны».
Иеромонах Фотий (Мочалов) живет в Свято-Пафнутьевом монастыре. В 2015 году он решил поучаствовать в телевизионном шоу «Голос» — и, на радость своему наставнику Григорию Лепсу, стал первым. Победа была настолько безупречной, что молодого священника поздравил сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Предприятие с самого начала было весьма спорным и даже, хотел бы сказать, опасным для монаха. Потому что эстрада и монашеское призвание как бы несовместимы, — сказал он. — Но результат, на удивление, оказался положительным».
Сегодня, спустя несколько лет, Фотий продолжает служить родной обители, а часть средств, которые зарабатывает на концертах, отдает на восстановление храмов.
«Действия Константинопольской церкви катастрофически подрывают единство мирового православия. Меры, принятые РПЦ, — это симметричный ответ раскольникам, — поделился он со «Штормом». — Но не нужно спекулировать на этом решении: нашим прихожанам, слава богу, есть где молиться и причащаться не только во всем мире, где это канонически разрешено, но и у себя на родине, где благодать Святого Духа ничем не меньше».
По мнению иеромонаха, в столь непростые времена важно объединиться и ничуть не сомневаться в решении, принятом РПЦ. Оно, по его мнению, было сделано «ради соблюдения чистоты православной веры».
«А мы с радостью ждем вас в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре!» — добавил он.
Народному артисту РСФСР Александру Михайлову, сыгравшему главную роль в фильме «Любовь и голуби», о таком оптимизме остается только мечтать. Для него эта ситуация — почти трагедия.
«Не скажу, что я ортодокс. Мои интересы порой уходят в ведическую Русь, а предки были старообрядцами, — сказал он в беседе со «Штормом». — Но я тоже православный, и мне не все равно, что происходит. Мне кажется, пахнет нехорошим. Кровью!»
По мнению Михайлова, ситуация практически повторяет события Второй мировой: против России снова объединяется весь мир.
«И просто так это не кончится, — предрекает он. — Слишком много молодежи, взращенной на ненависти! Кстати, сербы очень любят рассказывать такую историю: встречаются два человека — один слепой, другой зрячий. «Скажи, кто выколол тебе глаза?» — спрашивает второй. Тот отвечает: «Брат мой». «Теперь я понимаю, откуда такие глубокие раны!..» — восклицает зрячий. Мне кажется, она как раз про это».
С такой же болью говорит на эту тему народный артист СССР Василий Лановой, родители которого были крестьянами из Одесской области.
«Вы знаете, я украинец, сам оттуда родом, поэтому стараюсь обо всем этом не говорить, — поделился он со «Штормом». — Особенно когда затрагивается тема православия или захвата церквей. Это остается только со мной. Но мне страшно, чем все может закончиться! Просто страшно! Какая может быть кровища! Насколько я слышал, не все церковники согласны с тем, что предлагает турок (патриарх Константинопольский Варфоломей I. — Примеч. «Шторма»), но как оно будет на самом деле?!»
Добавим, что за ситуацией между РПЦ и Константинополем внимательно наблюдают в Москве. Об этом на брифинге рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, в Кремле надеются, что мудрость все-таки восторжествует, а интересы РПЦ будут соблюдены.