Вокруг МХАТа имени Горького разгорелся очередной скандал. На днях в одном из пабликов появилась информация, что во время премьеры спектакля «Лавр» зрители увидят огромное изображение мужских половых органов. И это при том, что в работе задействованы еще и дети, а сам театр по-прежнему считается классическим. «Несчастный, несчастный МХАТ!» — переживают его поклонники. Но вот что интересно: пресс-служба коллектива говорит, что это полный бред. Появившаяся иллюстрация не имеет к ним никакого отношения! А заметили ли что-нибудь «необычное» участники этой постановки Дмитрий Певцов и Леонид Якубович?
«Огромная, большая, важная», «первый религиозный роман в русской литературе после «Мастера и Маргариты», «роман о Боге» — рассказывал в своих интервью худрук Эдуард Бояков о книге Евгения Водолазкина, по которой был поставлен этот спектакль. И вдруг новость: попытку поведать о духовных исканиях целителя Арсения, потерявшего любимую девушку и нерожденного ребенка, омрачают вульгарнейшие намеки на низкое и физиологическое. Есть даже фото, на котором артисты предстают на фоне не самых приличных частей тела, проецируемых чуть ли не на весь экран!
Одной из первых на ситуацию отреагировала критик и культуролог Капитолина Кокшенева, написавшая в своем Facebook, что некогда гениальный театр теперь превращается в генитальный.
«Тьфу, короче. Это уже запредел какой-то!» — негодуют подписчики. «Когда-то театр отвечал на вопросы духовной жизни человека, рассматривал мотивацию поступков, утешал, — заявляют другие. — А то, что мы видим сегодня, — плевок в лицо. Нас убеждают, что человек — свинья и живет на помойке с мыслями помойки. Красота русского психологического театра растоптана. Чему еще можно удивиться? Порнографии? Уродству? Пошлости? Отвечаю: агрессивной бездарности, жаждущей только эпатажа и скандала».
Впрочем, находятся и те, кто не может понять, откуда вдруг такой ажиотаж. «Капитолина, а вы вообще в себе? — уточняет гендиректор АНО «Русские репортеры» Дмитрий Михайлин. — Эта картинка не про ********, от которой вы сразу возбудились. Это про анатомию человека, там выше — человек со всеми внутренностями. Она появляется, когда речь заходит о медицине. Появляется секунд на 30. Тут разврата — ровно столько же, сколько в картинке из школьного учебника по биологии. Я просто только что с прогона. И вы вокруг этого устроили такой шабаш?»
Про учебник биологии — правда. Там чего только не увидишь! Однако главный вопрос, которым задаются театралы, — зачем все это тащить на сцену. При прежнем худруке Татьяне Дорониной о таком не могло быть и речи.
«Да ну, что вы! — восклицает один из участников коллектива, попросивший не называть его имя, иначе сразу уволят. — Это был классический театр! Конечно, случалось все: и взлеты, и падения, и удачи, и неудачи, но вот такого безобразия не было никогда. А кто-то пишет: ну это же всего на 30 секунд! И это обычные человеческие органы! Ну так вы прикройте эти органы, если считаете, что они действительно должны там присутствовать. Посмотрите, какого размера артисты и какого — анатомия! Они — мелкота, муравьи по сравнению с этим существом, у которого прямо на переднем плане бьется то, что у мужчин находится между ног».
Еще один момент, который очень смущает, — что в этой постановке делает ребенок, который играет главного героя в детские годы? Зачем ему все это видеть?
«Мальчику, наверное, лет 10-12, — говорят в труппе. — Такое у нас «прекрасное» православие!»
Но вот что странно… Если одни чуть ли не хором твердят про то, что на сцене действительно появляется мужской половой орган, в команде Эдуарда Боякова уверяют, что это чьи-то домыслы. «Судя по тому, что мы видели, это картинка из какого-то древнего анатомического атласа, — поясняют нам в пресс-службе МХАТ. — Не знаем, что вам говорят артисты, но в спектакле ее нет».
«Как получить комментарий Эдуарда Владиславовича? — переспрашивает девушка. — Он сейчас очень занят и ему точно не до того, что пишут в интернете!»
Не подтверждают эту информацию и участвующие в постановке народные артисты Леонид Якубович и Дмитрий Певцов.
«Собачья чушь! Полная! — говорит Леонид Аркадьевич в беседе с Daily Storm. — Ничего по этому поводу сказать не могу, поскольку нахожусь в таких условиях, что этого спектакля практически не видел. У меня эпизодическая роль: я стою в замкнутом пространстве».
А Дмитрий советует обратиться к пресс-секретарям. Кстати, это именно он играет главную роль. «Я сейчас на репетиции, — говорит актер. — Я внутри, на сцене! И не вижу никакой картинки!»
Что об этом думают в культурном закулисье? Что все закономерно. Как только в руководстве театра поняли, какой скандал может разгореться из-за этих 30 секунд эротики, то решили не рисковать.
«Ну конечно, они испугались. Какая волна пошла! — уверен артист Дмитрий Корепин, которого дважды увольняли из театра за его комментарии СМИ в защиту Татьяны Дорониной. — Да и слава богу, что убрали эту непристойщину!»
Впрочем, сейчас Дима больше переживает не из-за этого. Вчера, 9 декабря, не стало его коллеги по МХАТу, заслуженного артиста России Александра Самойлова. Он ушел из жизни в возрасте 68 лет, после того как подхватил ковид.
Напомним, что МХАТ имени Горького, наверное, один из самых упоминаемых театров, о которых пишут в негативном ключе. Если в 2018 году все больше говорили о скандальном увольнении Татьяны Дорониной, то теперь — о весьма странной политике руководства. К примеру, при устройстве на работу соискателям теперь предлагается заполнить некую анкету, в которой следует сообщить о своем отношении к религии, йоге, русскому фольклору и культуре, а также поделиться мнением о видеолекции философа Александра Дугина. Каким образом это связано с их обязанностями, так и остается секретом.