Кто бы что ни говорил, в стандартном случае актер — это очень красивый и физически сильный человек. Талант, мастерство, обаяние — это здорово, но все понимают: зрителям нравится смотреть на красивых людей. Николай Караченцов — это живое исключение из правил. Человек, наглядно показавший, что игра не имеет никакого отношения к высокому росту и смазливой мордашке. Он не был красавцем, но 20 лет играл на сцене и в кино романтических героев, суперменов и сердцеедов. У него не было особых вокальных данных, но он стал звездой мюзиклов. Караченцов не был спортсменом, но запросто обходился без дублеров на съемках. Он не так уж часто исполнял главные роли в кино, но без Караченцова нельзя себе представить ни «Человека с бульвара Капуцинов», ни даже «Приключения Электроника».
Конечно, Караченцов — это «Ленком», Марк Захаров, Григорий Горин, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, Андрей Вознесенский. Это легендарный «Тиль», с которого не осталось даже видеозаписи. Это «Юнона и Авось», идущая на сцене с 1981 года (29 октября, во время прощания с актером, в «Ленкоме» еще раз покажут этот спектакль). При своей колоссальной популярности Караченцов ни разу не снялся в рекламе, ни разу не пытался заработать на своем имени. Дурашливо говорил, что, видимо, он, «лопух», не имеет предпринимательской жилки и не умеет выгодно себя продать. Никогда не осуждал коллег, но в то же время признавался, что почему-то не видел в рекламе Жана Габена или Джека Николсона.
Не хочется прибегать к штампам о «кипучей энергии», но Караченцов действительно был холериком, метеором, отмороженным трудоголиком, который успевал делать 20 дел одновременно и в каждое вкладываться на сто процентов. Востребованность была для него счастьем, и он был уверен, что любой на его месте действовал бы так же. Страшно даже представить, каким кошмаром для актера стала потеря трудоспособности после аварии в 2005 году. Из года в год все надеялись, что Караченцов уже совсем скоро придет в себя, встанет на ноги, вернется в «Ленком» и в кино. Близким, коллегам, поклонникам была невыносима мысль о том, что он больше никогда не будет играть. Можно только догадываться, насколько болезненно переживал эту травму сам актер. Лечение в лучших клиниках, неустанная забота жены Людмилы Поргиной, поддержка тысяч людей — несмотря на физические страдания, Караченцов оставался с нами, порой появлялся на светских мероприятиях, иногда даже говорил несколько слов журналистам. И все-таки единственной его актерской работой после аварии стала эпизодическая роль в фильме «Белые росы. Возвращение».
О злокачественной опухоли было известно уже два года. К сожалению, обычно такие образования замечают слишком поздно. Кажется, еще совсем недавно Николай Петрович вместе с женой Людмилой Поргиной рассказывали Daily Storm о том, как их семье помог Иосиф Кобзон. Еще в субботу актер виделся со своим врачом, разговаривал, узнавал, назвал «умницей».
«Он совершенно в здравом уме был, он даже писать мог. Все понимал. Столько продержался, конечно, благодаря супруге. Она всегда была с ним. Многие злопыхатели говорят, что он сидел в четырех стенах. Но Людмила, слава богу, эти годы после аварии, она его возила. Он же не имел возможности в цирк сходить, работал как проклятый. Он по четыре часа спал. И записи, и съемки, и интервью, и спектакли. Постоянно он был в движении. А с Людмилой он был на многих мероприятиях, спектаклях», — рассказала Daily Storm композитор, подруга Караченцова Елена Суржикова, выпустившая несколько дисков с песнями из репертуара актера.
«Бесконечно обаятельный, исполненный мужской харизмы и бешеной трудоспособности, темпераментный, стремительный, покоряющий силой духовной и телесной, Николай Караченцов прожил труднейшие последние 13 лет. И, похоже, не спрашивал: за что?! Спрашивал — зачем? Ему хватило мужества из великих запасов, отпущенных природой, чтобы и тут не сдаться, не сломаться, не закрыться от мира», — сказала председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. Она считает, что мы должны благодарить судьбу за то, что Караченцов был с нами.
Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов сказал Daily Storm, что как только поступит запрос от «Ленкома», от жителей дома в Шведском тупике, где жил актер, от любой другой инициативной группы — решение об увековечивании памяти артиста будет принято незамедлительно, без лишних бюрократических проволочек. Это кажется справедливым еще и потому, что Караченцов родился и вырос в столице, очень любил Москву, его запросто можно было встретить прогуливающимся по Тверскому бульвару. Между тем пока назвать именем артиста улицу в Новой Москве предложил Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий.
Композитор Владимир Дашкевич, написавший музыку для фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», рассказал «Шторму», что Караченцов — один из любимейших актеров, с которыми ему доводилось работать.
«Припоминаю один наш разговор — я посетовал на разницу между актерами и музыкантами. Актеры любят свой дом — театр, а музыканты не очень любят играть и репетировать. На что Коля сказал, что актеры не любят театр, а боготворят. Служение театру — то чувство, которое создает великих актеров, которым и был Караченцов», — рассказал Дашкевич.
Композитор сказал, что тему для Джефферсона Хоупа он придумал, не зная, кто будет его играть в фильме Масленникова, а вот над «Королями и капустой» плотно работал вместе с актером.
«Я вспомнил сейчас песню, которую мы написали с Юлием Кимом, с такими словами:
Вот это парень!
Вот это да!
Ты наша радость,
А ну, давай сюда!
И хоть ты тресни,
Хоть песни пой —
Ты будешь с нами,
А мы — с тобой!
Когда-нибудь мы все будем вместе с ним», — поделился с Daily Storm композитор.
Бард Юлий Ким, который написал стихи чуть ли не ко всем музыкальным фильмам и спектаклям в Советском Союзе, тоже соболезнует родственникам, друзьям артиста и всем поклонникам его таланта. «Он блестяще пел мою песню в первом оглушительном спектакле Марка Захарова «Тиль». Хотя мы никогда не были особенно близкими друзьями, сегодня мне очень грустно оттого, что ушел выдающийся актер», — сказал он Daily Storm.
Автору знаменитых «Крылатых качелей» из «Приключений Электроника» Евгению Крылатову жалко не только Караченцова, но и «всех нас, за то, что остались без него».
«Колоссальная потеря для всех нас, гениальный был актер. Мы познакомились во время работы над «Приключениями Электроника». Я слышал, что он мечтал снова сыграть Ури — в продолжении той картины, да не довелось», — поделился композитор.