В Курганском театре драмы прошли первые показы спектакля Lear, поставленного столичным режиссером Дмитрием Акришем. Премьера закончилась скандалом: некоторые зрители были так шокированы происходящим на сцене, что начали покидать зал, не дождавшись антракта. «Шторм» узнал, что их так возмутило и как на это отреагировал сам автор постановки.
Спектакль Lear — это история о предательстве, разрушенных семейных связях и погоне за властью, правда, его действие разворачивается не в XI веке, а в наши дни. А раз в наши — атмосфера соответствующая. Все как положено: одна из героинь оказывается изнасилованной, слуга фланирует по сцене в обтягивающих кожаных шортиках а-ля БДСМ, а британский властитель трогает за интимные места свою же дочь.
Несмотря на то что постановка имела возрастное ограничение, не все зрители сумели адекватно оценить ресурсы своего эстетического восприятия. Например, Евгения Костикова взяла с собой 63-летнего отца, о чем потом сильно пожалела.
«Спектакль очень глубокий, заставляет задуматься, но было реально неловко смотреть его с родителями. Самыми жесткими моментами стали сцена купания французского короля с парнем и обнимашки герцога с мужчиной. Я уже не говорю о том эпизоде, в котором Лир запустил руку между ног своей дочери!» — рассказала она «Шторму».
У Натальи Моисеевой во время действия перед глазами тоже стоял ее отец, поэтому «папиным дочкам», говорит она, смотреть такое будет тяжело. Однако постановка удалась. «Конечно, детям там делать нечего, но взрослым… Для меня это лучший спектакль из репертуара Курганского драматического!» — признается женщина.
Была в тот вечер на показе и директор театра Ольга Петрова. Она признает, что некоторые сцены были довольно смелыми, но считает, что в этом мире все субъективно.
«Для кого-то они жесткие, для кого-то — не очень. А назовите мне спектакль, где все иначе? — спрашивает Петрова. — Например, я смотрела у вас в МХТ имени Чехова «Мастера и Маргариту» — и там люди тоже вставали и уходили. И на спектакле Kill Тимофея Кулябина на фестивале «Ново-Сибирский транзит» уходили! Кто-то из наших зрителей тоже мог это сделать, но зато остальные потом стояли и аплодировали 10 минут. Как это оценить?»
В Кургане Акриш не впервые. До «Лира» он ставил здесь спектакль «Морфий», и тот тоже был не из ванильных. Правда, тогда общественность была к нему благосклонна — теперь же просто неистовствует. К примеру, местная знаменитость, скульптор Ольга Красношеина, считает, что его новая постановка — не что иное, как докатившееся до их города умышленное разложение нравственности и культуры. Она настроена категорично: «запретить»!
Кстати, про «докатившееся». Как полагает театральный критик Лев Алабин, главной причиной возникшего непонимания между автором и его зрителями могло стать то, что тот промахнулся с площадкой.
«Да, молодой режиссер попытался о себе заявить и сделал это вот таким способом, — размышляет Алабин. — Одного я не могу понять: зачем он поехал ставить столь неоднозначные вещи в непросвещенную театральную глубинку?!»
«Ну и с остротой нужно быть поосторожнее. Многие именитые режиссеры уровня Любимова и Эфроса не раз переходили грань дозволенного, поплатившись за это кто инфарктом, кто изгнанием, но они делали это, чтобы добиться сценической искренности. Можно ли назвать искренними темы того же растления, я не знаю, — с сомнением добавляет он. — Я бы, наверное, не очень хотел попасть на такого «Лира». Нет, как-то не тянет».
Между тем, для самого Дмитрия Акриша его спектакль вовсе не о сексе с дочерьми. По словам режиссера, он ставил его для того, чтобы поднять тему взаимоотношений между родителями и детьми, а Шекспира взял, потому что это мировая классика.
«Но вы ведь знаете, что некоторые эпизоды привели зрителей в настоящий шок: что вы хотели сказать той же сценой с Королем Лиром и его дочерью?» — уточняем мы.
«Вы знаете, плох тот театр, который не вызывает никаких чувств: спектакль закончился, зритель вышел и забыл. Серьезное искусство всегда во все времена вызывало споры!» — мягко ответил режиссер.
Дмитрию Акришу 34 года. Он родился в Молдавии и окончил сначала Академию музыки, театра и изобразительного искусства в Кишиневе, а затем ГИТИС. Если верить его коллегам, он любит повторять слова своего учителя Леонида Хейфеца: «Если не болит и не трясет – не хватайся за материал. Без любви и боли нельзя выходить на сцену». Теперь любовь и боль ждут не только Курган — Дмитрия уже позвали на европейские фестивали.