Как выяснил «Шторм», судьба уникального шедевра самарского конструктивизма — здания фабрики-кухни — может быть решена в четверг, 6 сентября. В этот день в Самару приезжает заместитель министра культуры Николай Малаков, который сейчас временно исполняет обязанности заболевшего главы Минкультуры Владимира Мединского. В графике у федерального чиновника как раз таки запланирован выезд на фабрику-кухню и соответствующее совещание после осмотра объекта.
Ранее, в субботу, 4 сентября, в Самаре уже побывала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, которая помимо местных достопримечательностей также осмотрела знаменитую фабрику-кухню — построенное в начале 30-х годов конструктивистское здание в виде серпа и молота. Дело в том, что местные градозащитники, жители по итогам общественного голосования пришли к выводу, что эту площадку идеально было бы использовать для первого регионального филиала ГТГ.
Как рассказал «Шторму» известный журналист, советник директора Росгвардии и кандидат в депутаты ГД от Самарской области Александр Хинштейн, который вместе с Зельфирой Трегуловой осматривал проект, глава Третьяковской галереи «без преувеличения влюбилась в здание».
«Не буду лукавить — я очень переживал, что она не согласится, потому что объект тяжелый и сложный. Я очень рад тому, что она поддержала эту идею, теперь окончательный вопрос остается за Минкультом. Третьяковская галерея в свою очередь готова приступить к работе», — пояснил он.
Кроме того, Хинштейн сообщил, что в 2017 году, когда вернулся в регион и когда временно исполняющим обязанности губернатора назначили Дмитрия Азарова, фабрика находилась в еще более худшем состоянии, чем в 2012 году, когда вся общественность Самары боролась за сохранение уникального объекта.
«Мы поняли, что надо принимать экстраординарные меры и завершить до конца проект по наполнению его жизнью. В ходе обсуждения и общественного голосования, которое мы провели, жители Самары пришли к выводу, что идеальным решением было бы создать на этой площадке филиал Государственной Третьяковской галереи», — добавил он. Дело в том, что форма здания в виде серпа и молота символизирует историю XX века, а Третьяковская галерея обладает коллекциями искусства этого периода. Бренд «Третьяковская галерея» признан во всем мире. Да и новое здание Третьяковки на Крымском Валу закроется на реконструкцию с 2021 года, а значит, необходимо будет перенести основные фонды.
Дело в том, что здание фабрики-кухни принадлежит другому крупному учреждению, подведомственному Минкульту, — Государственному музейно-выставочному центру «РОСИЗО». На фабрике-кухне должен разместиться самарский филиал Государственного центра современного искусства, который тоже входит в структуру РОСИЗО. Именно ГЦСИ — сначала самостоятельно, а после в составе РОСИЗО — занимается реконструкцией здания. К сожалению, не очень успешно.
Как рассказывают «Шторму» собеседники, знакомые с ситуацией, подрядчики с работами на объекте не справились.
«Они разобрали вне проекта крышу, и это привело к тому, что в зиму здание входило без теплового контура, с открытом верхом, и МЧС приходилось вводить режим ЧС. Была угроза потери здания», — пояснили «Шторму» собеседники издания.
Ответственность за произошедшее лежит теперь уже на бывшем заместителе директора РОСИЗО, он уволен и теперь скрывается «на просторах Крыма».
«Мы благодарны коллегам за ту работу, которая была проведена. Мы планируем, что часть площадей будет отдана под Центр современного искусства. Наша задача, чтобы в Самару приезжали жители других регионов», — добавляет Хинштейн, отмечая, что в перспективе намечена совместная работа с РОСИЗО.
«С тех пор как два года назад ГЦСИ вошел в состав РОСИЗО, мы занимались тем, что освобождались от недобросовестного подрядчика, который нам достался по наследству. Мы расторгли контракт и судимся с этим подрядчиком. Деньги мы ему не платим, несмотря на то что он представляет в суд встречные исковые требования», — рассказал «Шторму» директор музейно-выставочного центра Сергей Перов.
Несмотря на то что руководство Самарской области и Третьяковка говорят о передаче фабрики-кухни как о деле решенном, в РОСИЗО об этом ничего не знают и выражают крайнее недоумение в связи с визитом Трегуловой в Самару и ее заявлениями. «Я не знаю, каким образом директор Третьяковской галереи оказалась на объекте РОСИЗО и почему стал возможен разговор об использовании нашего объекта Третьяковской галереей», — сказал «Шторму» Перов.
Он напомнил, что их концепция и архитектурная модель еще в 2015 году были презентованы Дмитрию Медведеву и Ольге Голодец, и с тех пор ничего не изменилось. Единственное, из-за судов с подрядчиком, петербургской компанией «ЭТС», сорвались сроки строительства: реконструкцию должны были закончить уже в текущем году, а теперь смогут уложиться только к 2020-му.
В 90-е фабрика-кухня в Самаре была в частных руках. Бизнесмены устроили там торговый центр, потом хотели надстроить еще несколько этажей и разместить офисы, но тут уже общественность взбунтовалась. В итоге здание просто оставили разрушаться от естественных причин. На протяжении нескольких лет активисты боролись за сохранение фабрики-кухни. В 2012 году к процессу как раз таки подключился Александр Хинштейн, когда впервые стал депутатом ГД от Самары. К тому моменту здание находилось в частной собственности. Было подготовлено заключение, что степень его изношенности — 75%, и новый собственник планировал его снести. В конечном счете после судов, переговоров с владельцами здание удалось перевести в региональную собственность. И совместно с Министерством культуры там планировалось открыть филиал Государственного центра современного искусства.