Решение все три года лежало на поверхности и в отдельные моменты проговаривалось экспертами, а иногда даже и некоторыми политиками в народных республиках. В самом деле, если в Киеве произошел государственный переворот, насильственно был отстранен от власти глава государства, то именно Донецкая и Луганская области, а впоследствии — ДНР и ЛНР, население которых отказалось подчиняться новым властям, выступившие против «революции достоинства», с правовой точки зрения являлись единственным легитимным преемником прежнего руководства страны.
Собственно, нечто похожее могло случиться в Харькове в феврале 2014 года, когда собравшиеся на свой съезд представители Партии регионов попытались объявить о формировании параллельной структуры власти в противовес Майдану, который к тому моменту взял под свой контроль Киев и основные государственные институты в столице. Однако нежелание мэра Харькова Геннадия Кернеса и губернатора Харьковской области Михаила Добкина вступать в конфликт с киевскими радикалами и нерешительность отстраненного президента Виктора Януковича похоронили эти королевские планы. На три с лишним года они легли в долгий ящик, чтобы вернуться к жизни уже в другой локации — в Донбассе.
Объединение остатков двух областей, ставших республиками, — тоже не новая идея. Лозунги о создании Новороссии, в которую вошли бы части бывших Донецкой и Луганской областей с перспективой присоединения к новому государственному образованию других украинских земель, известны. В мае 2014 года был сформирован парламент Конфедеративной республики Новороссия, который возглавил экс-депутат от Партии регионов Олег Царев. Однако уже через год министр иностранных дел ДНР Александр Кофман объявил, что проект закрывается на неопределенное время. По слухам, объединительный процесс был блокирован руководством ЛНР, которое стремилось сохранить самостоятельность и автономию, полагая, что с переносом столицы в Донецк бывшую Луганскую область ожидает судьба глухой провинции, которой она, кстати, когда-то уже была. Кроме того, при слиянии распробовавшая вкус власти новая луганская элита теряла свое привилегированное положение и право управлять доставшейся ей территорией по собственному усмотрению.
Казалось, проект был не просто отложен на неопределенное время, а полностью похоронен: с одной стороны, минскими соглашениями, с другой — почти демонстративным размежеванием Донецка и Луганска, вплоть до создания пограничных и таможенных пунктов на границе между республиками.
Однако есть существенная разница между прежними объединительными проектами и тем, который был представлен главой ДНР Александром Захарченко. Харьковский съезд рассчитывал перехватить власть у киевской хунты и вернуть страну в то состояние, в котором она находилась до Майдана, то есть обнулить события до Украины Януковича. Шансов успешно реализовать такой сценарий было немногим более нуля. К такому прошлому возврата нет. Новороссийский вариант был рассчитан на нормализацию дел в двух бывших областях с неясной и весьма сомнительной перспективой расширить границы в пределах исторической Новороссии — с выходом на Одессу и Харьков.
В оглашенном в Донецке конституционном акте речь идет об учреждении нового государства и правовой ликвидации прежнего государственного образования. Нынешние органы власти, созданные на территории бывшей Украины, объявлены нелегитимными (соответственно, нуждающимися в роспуске). Упраздняется как дискредитировавшее себя название страны, которая отныне получает новое имя. Предполагается, что процесс строительства Малороссии займет три года. В нем примут участие представители всех украинских регионов, которые должны будут провести конституционное собрание по типу Земского собора, чтобы соблюсти все необходимые правовые процедуры перехода власти от Украины Януковича, минуя нелигитимную Украину Порошенко, к вновь создаваемой структуре управления. К стране под названием «Малороссия».
Фото: © GLOBAL LOOK press/Celestino Arce Lavin
Идеология нового государственного образования очевидна: она вырастает из доктрины, положенной в основу правового и идейного существования самой Донецкой народной республики. Это равные права всех национальных групп и конфессий, статус государственного языка для русского и украинского (последний получает название малороссийского), восстановление хозяйственных связей с Россией. Положение дел на территории, ныне подконтрольной Киеву, будет в будущем государстве регулироваться следующими нормами: денацификация, административная и уголовная ответственность за пропаганду неонацистских идей и героизацию нацистов и их пособников (Бандеры, Шухевича, ОУН-УПА и т.д.), за попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, реабилитация советского наследия, восстановление празднования Дня Победы.
Малороссия намерена войти в состав СНГ и присоединиться к Союзному государству России и Белоруссии, возобновить сотрудничество с ЕАЭС, провести переговоры в формате Малороссия — Россия — Евросоюз. Столицей нового государства становится Донецк, Киеву оставлен статус историко-культурного центра.
Очень важны принципы социальной справедливости, декларируемая забота о малороссийских гражданах. Здесь и деолигархизация, и борьба с коррупцией, и отказ от повышения пенсионного возраста, и заморозка коммунальных тарифов, и рассмотрение возможности их дальнейшего снижения. Как вишенка на торте — разрешение на хранение и ношение оружия, что крайне актуально в ситуации правового хаоса и паралича правоохранительной системы на территории, контролируемой Киевом.
Есть и спорные моменты, такие как отказ от политических партий как субъекта политики. Но это мелочи. На общем фоне они малозаметны. Кроме того, понятно, что конституционное собрание будет в состоянии подкорректировать все слабые места первоначального документа.
Говорить о серьезности донецкой инициативы есть все основания. Не совсем пока ясно, был ли согласован проект с Москвой, или же это сугубо местная новация. Хотя Кремль утверждает, что это была импровизация донецкого руководства, в это сложно поверить, зная, что главный советник Захарченко Александр Козаков является человеком Суркова. Кроме того, сам Владислав Юрьевич, несмотря на разнос малороссийской инициативы, учиненный различными экспертами и политиками, уже успел похвалить донецких товарищей за высокий IQ.
В связи с этим исключать возможность того, что речь идет о комбинации, согласованной с Кремлем или даже им разработанной, тоже не стоит. Неожиданный и скандальный шаг главы ДНР может быть просто игрой Москвы на повышение ставок в рамках нормандского формата. В конце концов, объявление об учреждении Малороссии — это фактическая денонсация минских соглашений. Такой ход может придать новую динамику буксующим мирным переговорам, предоставляя Москве возможность выступить в качестве посредника с тем, чтобы урегулировать новые правовые коллизии, продуцируемые неожиданным донецким почином.
Обеспокоенность, выраженная главами западных стран в связи с провозглашением Малороссии, демонстрирует, что донецкий демарш достиг своей цели. Судьба «Минска» теперь зависит от Москвы, которая может любезно согласиться с просьбами, коль скоро они будут достаточно убедительными и сердечными, уговорить сорвиголов из мятежной республики не отказываться от участия в мирном процессе.
Вопросов Малороссия ставит, конечно же, больше, нежели дает ответов. Но это, похоже, к лучшему, поскольку в сегодняшней мутной ситуации никаких ясных перспектив не просматривается вообще, а задать новый горизонт возможностей проекту, похоже, удалось. Столкнуть гиблую ситуацию с мертвой точки — задача необходимая и для Донбасса, и для России. Хотя бы потому, что будущее без просвета становится единственной сюжетообразующей линией существования затянутого в болото войны региона.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Janos Chiala