Когда тот или иной ролик становится вирусным, это похоже на чудо. Маленькое такое волшебство интернета. Как будто шел по улице, глядел под ноги, а потом ни с того ни с сего поднял голову и тут же увидел падающую звезду.
Экое ведь совпадение: в огромной вселенной гигантский раскаленный шар миллион лет назад пролетел куда-то, а тут ты, мизерный, можно сказать, микроскопический, идешь себе и вдруг застал его движение. На секунду вы пересеклись, а могли ведь и не пересечься никогда. Не зря в такие моменты принято что-то просить у вселенной. То же самое происходит и с вирусными роликами. В нужное время в нужном месте человек снимает какую-то фигню, как он, например, орет «язь!!!» на всю реку, и все – ролик случайным образом попадает в какой-то нерв этой живой сети пользователей и становится популярным. Его репостят, ретвитят, пародируют, склеивают из него дабстеп-треки, вставляют в «ютуб-пупы».
Есть, конечно, много пособий, как сделать вирусный ролик. Некоторые люди даже обещают сделать за энную сумму вашу фирму или ваш товар таким же вирусно-популярным, как «Чихающая панда». Но это все туфта и обман. Никто не понимает, как ролик становится вирусным. Каждый раз даже самые умудренные старожилы интернета чешут голову и говорят: «Такая ерунда, и вдруг миллион просмотров! Откуда?» Ниоткуда. Чистое волшебство.
Но вирусная популярность бывает не только положительной. На днях пользователей YouTube по какой-то непонятной причине возмутил видеоролик, выложенный челябинским новостным порталом 74.ru.
В описании к ролику под названием «Необычное в Челябинске» говорится, что его прислал некий «пользователь». На видео двое парней на мосту валяют дурака, смеются, и один из них пинает банку в реку Миасс. Тут же из реки выскакивает гигантская, плохо сделанная трехмерная акула, съедает одного из парней и под вопли оператора уплывает. Вот, собственно, и все.
Для довершения картины убожества не хватает только «ералашной» отбивки. Конечно, видео отстойное, но не настолько, чтобы так его ненавидеть. Люди как сговорились — и начали массово ставить ролику дизлайки. В первый же день видео набрало 400 тысяч просмотров и около 20 тысяч дизлайков. Что так возмутило людей? Причем настолько, что они кидали ролик своим друзьям со словами: «Обязательно посмотри! Это такой отстой, что сил моих нет!» И друзья смотрели и передавали своим друзьям, а те — своим… В итоге ролик вышел в тренды YouTube!
Прав был кто-то из классиков, когда говорил, что в нас есть жажда отвратительного, мерзкого. Какая-то подсознательная. Черт знает, откуда она. Вот если сказать человеку, с которым вы вместе едите, допустим, в ресторане: «О, чувак, только не смотри туда — там пришла омерзительная лишайная гнилая дворняга и наблевала на ковер!» – он обязательно посмотрит: «Фу! Какая мерзость!» Возможно, созерцая мерзости, наши надпочечники выдают нам халявную порцию адреналина или эндорфина. А может быть, это своего рода форма эстетического мазохизма. Бог его знает, что творится в голове человеческой, но когда нам скидывают ссылку с подписью «ты не сможешь это развидеть!», мы ее открываем.
Есть такой феномен, называется Hatewatching. Что означает просмотр того, что у вас вызывает ненависть. Я вот, например, так ненавижу КВН, что не пропускаю ни одной программы. Я ненавижу всех там, начиная с Маслякова и заканчивая кретином с плакатом в самом последнем ряду. Зачем мне это? Черт его знает. Есть в этом какое-то щекочущее приятное чувство. Как расковыривать дырку в зубе зубочисткой или кровяную корку на заживающей царапине.
Под случай с нашим роликом понятие Hatewatching не очень подходит, поскольку термин этот относится к просмотру регулярных шоу на ТВ или к каналам на YouTube, которые постоянно выдают вам контент для ненависти. В случае же с челябинскими никому не известными подростками ненависть вспыхнула внезапно, причем у большинства зрителей. Что там могло взбесить толпу незнакомых людей в отношении других незнакомых людей?
Возможно, зрителей обидело, что их держат за дураков. Дескать, думали, мы поверим в то, что это настоящая акула? Да за кого вы нас держите?! Дизлайк вам! Плюс ко всему — ведь видео было опубликовано на канале новостного портала. Будь это какой-то развлекательный канал школьника Пети, никто бы и внимания не обратил (кроме его дежурных хейтеров).
Возможно, зрителям не понравились главные герои ролика. Взгляните, основной участник съемок омерзительно кудряв и волосат, точь-в-точь как Варламов. Плюс он идет по парапету (или как эта штука называется, я не силен в мостостроении), а его за ручку поддерживает его приятель – это как-то по-гейски, не находите? Обычно так за руку в романтических фильмах поддерживают девушек, когда провожают их домой после свидания, а она, такая, сняла туфли и идет, балансируя по бордюру… Что-то в этом духе. Короче, крайне мерзкие школьники, наверняка втайне крутят спиннеры и пыхтят вейпом, плюс ко всему тут еще какая-то гомоистория вырисовывается.
Отсюда и каменты вроде «Не позорьте мой город!» – ведь не забывайте, это же Челябинск! Город, который не прощает ошибок, кудрявых причесок и прогулок за ручку. В Челябинске надо быть жестким. Вся страна смотрит на Челябинск и поражается его жесткости. Жестче Челябинска только Магнитогорск. Магнитогорск настолько жесткий, что про него даже не решились шутить в «Нашей Раше» и потому назвали самым жестким городом России Челябинск.
Большинство же негативных комментариев развивается по инерции. Признайте, у вас ведь нет своей головы на плечах, вы ведь всегда действуете по ситуации, иначе вы бы не выжили в этом жестком мире, где инакомыслящих съедают заживо под улюлюканье толпы. Вы входите в какую-то новую для вас среду, пусть это даже тред с комментариями на YouTube, оглядываетесь по сторонам, оцениваете обстановку: какие мнения превалируют, на чьей стороне сила. И только оценив ситуацию, разеваете рот и начинаете выражать якобы свое мнение. Под одобрительные возгласы большинство принимает вас, ставит вам плюсики. Доказано, что первый комментарий определяет настроение всего треда. Если первый камент негативный – во всей ветке будет большинство негативных комментариев. Вполне возможно, то же самое случилось и здесь.
Но повторюсь, вирусность – это волшебство, удивительная, небывалая случайность. Должно совпасть множество факторов, чтобы вдруг ни с того ни с сего получить пусть и негативный, но все же хайп.
Вот вы идете, поднимаете глаза и видите пролетающую звезду, загадываете желание, и оно сбывается! Чудо! А может быть и так: вы идете себе, ни о чем не думаете, а тем временем метеорит, летевший сквозь пустоту вселенной миллионы лет, скучно и бесцельно, вот он подлетает, «обтачивается» о слои атмосферы до размеров мяча для гольфа и со скоростью 100 тысяч километров пробивает вам темечко. Это ли не чудо?!