St
​​«Пропагандистский проект»: историк Григорий Циденков — о том, почему Минкульт мог запретить прокат фильма про голод в Поволжье
18+
У картины отозвали прокатное удостоверение «в связи с многочисленными жалобами граждан» Коллаж: Daily Storm

​​«Пропагандистский проект»: историк Григорий Циденков — о том, почему Минкульт мог запретить прокат фильма про голод в Поволжье

У картины отозвали прокатное удостоверение «в связи с многочисленными жалобами граждан»

Коллаж: Daily Storm

Доцент Самарского государственного социально-педагогического университета Григорий Циденков предположил, из-за чего на самом деле был отозван фильм «Голод». Картина повествует о событиях в Поволжье в 1921-1922 годах и никак не связана с сегодняшним временем, однако ее сочли чересчур шокирующей и неуместной для широкого показа. Может, это какая-то ошибка? Нет, говорит историк. По его мнению, Минкульт прав. В ленте столько потенциально дискредитационного материала, что это сразу заставляет думать о ее заказном характере.


Съемки документальной картины «Голод» начались еще в 2020 году, а средства на ее производство (более пяти миллионов рублей) были собраны на краунфандинговой платформе «Планета.ру».


«Однажды, перелистывая страницы архивного дела, наткнулся на хороший почерк. Писал следователь. Это был опрос жителей села. Женщина рассказывала, как они столкнулись с голодом, как съели всех животных, как один из соседей пришел и сказал: «Деваться некуда, давайте есть трупы, пока они не начали гнить», — говорил в каком-то из интервью автор проекта Максим Курников. — Прочитав это, я начал терять сознание, потолок и пол поменялись местами».

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Семья голодающих. Поволжье, 1921 год.
Семья голодающих. Поволжье, 1921 год. Фото: РИА Новости

Придя в себя, вспоминал Максим, он заплакал и не понимал, как ему теперь жить.


Понимание пришло позже: что надо снять фильм и дать слово историкам и экспертам. Но снять-то сняли (благо нашлись единомышленники: писатель Александр Архангельский и режиссер Татьяна Сорокина). А вот дорога в широкий прокат оказалась закрыта. Как объяснили в Минкульте, это было сделано «в связи с многочисленными жалобами граждан»: лента содержит провокационную и шокирующую информацию и вызывает острую негативную реакцию в обществе.


Между тем, как считает доцент Самарского государственного педагогического университета, историк, кандидат социологических наук Григорий Циденков, к которому мы обратились за его мнением, опасения ведомства вполне понятны.

Григорий Циденков
Григорий Циденков Фото из личного архива героя публикации

«Если вы прочтете анонс фильма Архангельского, который был выпущен еще до съемок, — говорит он Daily Storm, — то можно решить, что авторы выполняют определенный заказ на дискредитацию нашей истории. В нем готовые тезисы и шаблоны с прямо заданным вектором. Например, заявляется, что советские власти скрывали голод, хотя ситуация была прямо противоположной. И тому подобное.


Далее: я так понимаю, в процессе съемок они отбирали только те документы, которые отражали действия советского правительства в негативном ключе. А действия иностранных организаций — наоборот, в позитивном. Это ненаучный, целиком пропагандистский проект».


«Очевидно, что этот факт и подтолкнул чиновников на такое совершенно справедливое и понятное решение, — считает Григорий. — Хотя были и другие: иноагенты среди участников и показавшиеся подозрительными крупные переводы средств при формальном сборе по подписке. То есть это уже изначально ангажированное, конъюнктурное антироссийское и антинаучное изделие — сродни тем роликам, которые сейчас изготавливает ЦСПО Украины.

Голод в Поволжье. Выдача продуктов бедствующим в городе Самара. 1922 год. Фотография из Центральный государственный архив кинофото- фонодокументов СССР.
Голод в Поволжье. Выдача продуктов бедствующим в городе Самара. 1922 год. Фотография из Центральный государственный архив кинофото- фонодокументов СССР. Фото: РИА Новости

У меня нет никаких теплых чувств к российскому Минкульту, но в данной ситуации его чиновники поступили абсолютно правильно!»


Нашел несколько слов и создатель фильма Александр Архангельский. Хотя признался, что это тяжело. После того как у картины отозвали прокатное удостоверение, журналисты звонят один за другим.


«Будем ли мы за него бороться? — переспрашивает он в разговоре с Daily Storm. — А что значит бороться? Если судиться, то насчет этого мы пока не решили. Знаю только, что мы будем его показывать, но где и как — пока вопрос».

Александр Архангельский
Александр Архангельский Фото: Global Look Press / Комсомольская правда

Голод в Поволжье в 1921-1922 году — одна из самых страшных социально-гуманитарных катастроф, которые когда-либо происходили в истории России. Точное количество жертв неизвестно, но только по приблизительным оценкам их может быть порядка четырех-пяти миллионов человек. Доходило до того, что родители боялись отпускать детей одних на улицы, потому что их могли убить и съесть.


«В связи с пропажей хлебов крестьянские массы во многих местах охватило паническое настроение. Часть снялась с насиженных мест и пустилась в далекую дорогу — в Сибирь, на Кавказ. Зачастую и сами не знали, куда. Все было продано за бесценок, дома заколочены», — сообщали «Саратовские известия».


Поступала ли помощь от государства? Конечно, поступала, но масштаб бедствия был настолько велик, что советское правительство было вынуждено обратиться к международному сообществу. И оно откликнулось. Голодающим Поволжья помогали и чехи, и американцы, и даже норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен, у которого в то время была своя собственная гуманитарная миссия.


По легенде, сумевшие выжить были настолько благодарны этому человеку, что до конца своих дней ходили в церковь и ставили за него свечи.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...