Корпорация «Росатом» на базе научно-исследовательского института химической технологии ВНИИХТ запустит в начале 2019 года завод по утилизации старых мобильных телефонов и планшетов. Стоимость проекта – 26,47 миллиона рублей. Бывший советник в компании «Росатом», эксперт по международным экологическим проектам Евгений Русак рассказал «Шторму», почему это предприятие бесполезно и что нужно сделать в масштабах страны, чтобы такие заводы стали реально необходимы.
«Сама сумма закупки очень небольшая – да, для запуска [производственной] линии этих денег хватит, но то, что касается консалтинга, проработки внутренних коммуникаций, логистики и прочего, – этих денег, разумеется, мало… Проблема в том, что [запущенное предприятие] вообще никак не влияет на ситуацию [с утилизацией электроники]», – отметил Русак.
Соответствующие технологии и мощности у «Росатома» для запуска этого проекта были еще несколько лет назад, отметил он: «То, что тогда предлагалось к запуску, – это было абсолютное наше ноу-хау. Такого не было ни в одной стране мира! Это совершенно уникальные технологии. Что будет построено сейчас, мне не известно».
«Обычная» утилизации микроэлектроники формально запрещена: содержащиеся в платах вредные элементы наносят непоправимый вред окружающей среде. Предполагается, что с помощью нового оборудования ВНИИХТ сможет получать драгоценные металлы, которые содержатся в платах старых мобильников, планшетов и прочих гаджетов, без нанесения существенного вреда экологии. Тем не менее, основная проблема – неотлаженная система сбора электроники – может свести на нет всю пользу от этого предприятия, считает Русак.
«Со сбором у нас «ад», а этот проект вовсе не предполагает отладку настройку этого сбора, – посетовал эколог. – Например, в Архангельске на полигоне ТБО сбор электроники вообще никак не отлажен. Даже там, где есть раздельный сбор, извините, просто приезжает машина и сваливает все в одну кучу. Сбор старых литиевых батареек в Москве еще более или менее налажен, но если отъехать от столицы на 300 километров, то там его нет вообще».
По его словам, кроме большой рекламной кампании в масштабах всей страны по правильной утилизации старой бытовой техники, необходимо создать государственную программу трейд-ин старой микроэлектроники. «Возможно, должна быть запущена государственная программа, в рамках которой, человек, сдавший свой старый мобильник или планшет, сможет получить некую фиксированную сумму. Для этого необходимо договориться с ритейлорами, но это можно сделать. И это будет выгодно и для государства, и для людей: расходы на восстановление экологии потом все-равно гораздо выше», – сказал Русак.
В начале 2017 года, который до этого был объявлен Годом экологии, было запущенно несколько больших федеральных проектов, связанных в том числе и с утилизацией мусора. В конце 2017 года на уровне Минприроды России было заявлено об успешном проведении Года экологии и решении задачи по «привлечению внимания к проблеме».
Тем не менее, многие общественные деятели – например руководство партии «Яблоко» – еще ранее выразили свое возмущение по поводу того, что обсуждение важных проблем в природоохранной сфере превращается в кампанейщину, которая не способствует ничему полезному.