Если российским властям удастся убедить бизнес добровольно передать в бюджет 300 миллиардов рублей «надутой ветром» прибыли, то это станет «серьезной помощью» в исполнении бюджетных обязательств. Об этом в беседе с «Инфо24» рассказал кандидат экономических наук Михаил Беляев.
По его словам, это «очень большая и очень оптимистичная» сумма, однако «оспаривать ее достаточно сложно», поскольку «это цифра, согласованная с каким-то определенным расчетом», причем в результате «достаточно длительных переговоров, которые продолжаются минимум две недели».
При этом эксперт отметил, что этот вариант единоразового «сбора» лучше для бизнеса, чем гипотетическое введение налога на повышенные прибыли.
«Нам сейчас надо, чтобы у нас экономика развивалась. Ее развитие определяет не столько бюджет (это только 25% экономики), а 75% экономики — это действия частных предпринимателей. Если мы введем повышенный налог, это окажет депрессивное воздействие на экономическое развитие», — сказал экономист.
По словам Беляева, определенные компании в РФ получили «неожиданную» повышенную прибыль «не в результате каких-то дополнительных действий самой компании и не в результате улучшения производства», в связи с чем власти и считают ее «в известной мере экономически необоснованной».
Поэтому, отмечает эксперт, государство вправе обратиться к этим фирмам, чтобы они добровольно поделились «неожиданной» прибылью с бюджетом страны. При этом он подчеркнул, что данная мера затронет далеко не всех.
«Понятно, что если на следующий год сложится другая конъюнктура, то и выплат не будет. А если налог — будет и в этом году, и в следующем, даже если следующий год будет неудачный», — объяснил он.
17 октября министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал, что Минфин рассчитывает получить в бюджет от бизнеса добровольный взнос порядка 300 миллиардов долларов. При этом он отметил, что сейчас идет активное обсуждение того, в какой именно форме он будет реализован.
Министр финансов подчеркнул, что данная мера не затронет малый бизнес и нефтегазовый сектор. В отношении последних, уточнил он, ранее приняли «ряд налоговых новаций, централизующих часть дополнительной ренты».