Власти Украины могут не успеть принять положения Третьего энергетического пакета к 1 января 2020 года, заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер на совещании с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. В случае, если украинское законодательство не будет обновлено, единственной возможностью для продолжения транзита российского газа через Украину в Европу станет продление существующего контракта с Киевом.
«Украина поставила перед собой задачу перейти на европейское законодательство — Третий энергетический пакет — с 1 января 2020 года. Вы знаете, что эта процедура не столь быстрая, она требует создания независимого газотранспортного оператора и независимого регулятора, который будет устанавливать тарифы», — обратился Миллер к Медведеву.
По словам главы «Газпрома», до завершения имплементации новых норм на Украине «еще достаточно далеко». «В том случае, если на Украине к 1 января 2020 года не будет создан независимый газотранспортный оператор и независимый регулятор, единственным путем будет продление действующего контракта в новых, актуализированных к сегодняшнему времени рыночных условиях», — сказал он. Миллер добавил, что «шарик находится на украинской стороне» поля.
«Власти на Украине меняются, а проблемы, к сожалению, остаются. Но самое главное, что, к сожалению, пока, во всяком случае, как я понимаю, для украинских потребителей приобретение газа по реверсу осуществляется все по тем же, высоким для украинских потребителей ценам», — сказал Медведев. Он добавил, что простые украинцы страдают из-за того, что Киев приобретает «тот же самый газпромовский газ, но, по сути, с надбавкой 25%».
19 сентября министр энергетики России Александр Новак заявил, что Москва готова восстановить прямые поставки углеводородов на Украину, которая не покупает российское сырье с ноября 2015 года. Новак подчеркнул, что Москва готова урегулировать с Украиной все существующие вопросы по транзиту газа в Европу в рамках мирового соглашения.
В 2009 году «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали два газовых контракта. Один касался поставок российского газа для нужд страны, а второй — транзита в Европу через украинскую территорию. Оба договора рассчитаны до 31 декабря 2019 года, однако с 2012-го украинская сторона перестала полностью выбирать законтрактованный объем, а с ноября 2015 года вообще перестала закупать российский газ, заменив его реверсным газом из Европы. С 2014 года компании начали разбирательства по обоим контрактам в международных судах.