Директор Института США и Канады Российской академии наук Валерий Гарбузов сообщил ТАСС, что руководство учреждения расторгло с ним договор. Ранее об отстранении ученого от должности писали другие СМИ.
Гарбузов уточнил, что приказ о прекращении договора подписан 1 сентября. Причина увольнения там не указана, в документах есть формулировка «по инициативе учредителя», сказал историк.
На сайте Института США и Канады РАН Гарбузов по-прежнему числится директором. Ученый работал в институте с 2000 года, на должности директора находился с 2016-го.
Несколько дней назад в «Независимой статье» была опубликована статья Гарбузова, в которой он порассуждал о внешней политике России после распада Советского Союза.
Эксперт написал, что «заряд внешнеполитического экспансионизма» не покидал российское государство на протяжении всей его истории, в том числе в XXI веке. Сегодня страна пребывает в «атмосфере псевдопатриотического безумства», россияне «с поразительной легкостью, наивно и бездумно воспринимают тезисы тотальной государственной пропаганды», заявил Гарбузов.
Он написал, что россиян убеждают в утрате США своего доминирования в мире, новой антиколониальной революции и в целом упадке Запада, однако для этого отсутствуют объективные предпосылки. Так, Соединенные Штаты обладают крупнейшей экономикой и сохраняют военное присутствие в более чем 80 странах, указал историк.
Гарбузов отметил, что американское доминирование вызывает разную реакцию в мире, от неприятия до поддержки, однако 70% населения в целом положительно относятся к этой стране.
Еще одной «неформальной империей» эксперт назвал Китай, который также наращивает экономическую мощь и за последние годы стал конкурентом Соединенных Штатов. Россия же, по его словам, переживает «постимперский синдром», этим объясняется ее «нынешнее внешнеполитическое поведение и те проблемы, которые оно несет миру».
Гарбузов заключил, что Россия «пытается пока безуспешно взять запоздалый реванш» после развала СССР, однако составить реальную конкуренцию США и Китаю и стать «самостоятельным геополитическмй антизападным локомотивом» пока не сумела и «при помощи вновь создаваемой государственной мифологии» вряд ли сможет.