Государственная дума ратифицировала Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, подписанную в городе Актау 12 августа 2018 года. Документ закрепляет разграничение территориальных вод, режим судоходства по Каспию, а также порядок рыболовства, прокладки по дну моря кабелей и трубопроводов. Кроме того, конвенция запрещает присутствие на море военных сил, не принадлежащих окружающим его странам — России, Азербайджану, Ирану, Казахстану и Туркменистану. Таким образом, ратифицировать соглашение остался должен только Иран.
«Конвенция устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Так, в частности, Конвенция предусматривает правовые режимы в отношении разграничения внутренних и территориальных вод, рыболовных зон, а также участков дна и недр Российской Федерации и других прибрежных государств», — говорится в тексте документа.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что ратификация документа является итогом долгой и кропотливой работы, которая велась на протяжении последних 20 лет между окружающими Каспийское море странами. «Прибрежные страны Каспийского моря проявили последовательность в своих решениях, стремление к равноправному диалогу и справедливому использованию ресурсов региона», — отметил Володин.
Заключение соглашения позволит расширить сотрудничество между пятью странами, подписавшими документ, добавил Володин. Он напомнил, что Каспийское море имеет крупное геополитическое, торгово-экономическое и стратегическое значение, а также уникальную экологическую систему.
Законопроект на рассмотрение депутатов внес Владимир Путин. В конвенции идет речь о том, что водная поверхность Каспийского моря остается в общем пользовании подписантов, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. В конвенции говорится о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав.
Определено, что разграничение дна и недр Каспия осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств на основе норм международного права в целях реализации их суверенных прав на недропользование и другую хозяйственно-экономическую деятельность, связанную с освоением ресурсов дна и недр.