St
Химия бейрутского взрыва: история о взрывоопасном «русском» сухогрузе
18+
Аммиачную селитру в Ливане небезопасно хранили, а попала она туда по вине бизнесмена из России Коллаж: © Daily Storm

Химия бейрутского взрыва: история о взрывоопасном «русском» сухогрузе

Аммиачную селитру в Ливане небезопасно хранили, а попала она туда по вине бизнесмена из России

Коллаж: © Daily Storm

Половина зданий в Бейруте получили повреждения от сильнейшего взрыва. Власти Ливана признали, что на складе в порту хранились почти три тысячи тонн аммиачной селитры — вещества, применяемого в производстве удобрений. Опасный груз конфисковали еще семь лет назад с корабля Rhosus. Судно принадлежало компании выходца из России, который после задержания русскоговорящей команды предпочел исчезнуть. Daily Storm рассказывает историю того злополучного рейса. По слухам, предприниматель из Хабаровска Игорь Гречушкин получил миллион долларов за доставку селитры из Грузии в Мозамбик. Миллион долларов за сотни тонн в тротиловом эквиваленте.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

«С этой фирмой может связываться только сумасшедший»


Rhosus — торговое грузовое судно, построенное на верфи в японском городе Наруто в 1986 году. Сначала оно называлось Daifuku Maru, что можно перевести как «большая удача». К 2012 году корабль эксплуатировался уже 26 лет, и его состояние оставляло желать лучшего. Вероятно, офшорная компания Игоря Гречушкина Teto Shipping Ltd недорого заплатила за новое приобретение. В этой компании, которая «только родилась и купила этот горе-пароход», экономили на «всем чем можно», писали моряки на форумах. В результате один из первых рейсов закончился для команды арестом в Ливане.


Из публикации портала об арестованных кораблях Shiparrested.com следует, что в 2013 году Rhosus направлялся из грузинского города Батуми в порт Бейра, Мозамбик, с 2750 тоннами аммиачной селитры. Цифра точная, ее назвали власти Ливана. Корабль шел под флагом Молдавии, так как был зарегистрирован там (под номером IMO 8630344). Командовал судном 63-летний Борис Прокошев, уроженец Одессы. Сейчас он живет в России.


В Мозамбике, как и во многих странах мира, из селитры производят удобрения. Это очень популярное вещество, его поставки исчисляются сотнями тысяч и миллионами тонн. Через порт Бейра грузы с нитратом аммония идут в другие страны Африки. Но Rhosus не дошел до пункта назначения. 23 сентября 2013 года сухогруз остановился в порту ливанской столицы, а потом попал под арест. Одна из версий, почему так произошло, — технические проблемы. Другая — планы судовладельца по погрузке на борт нового товара. Но моряки говорят, что собственник сухогруза не стал оплачивать портовые сборы. Впрочем, по слухам, деньги у Игоря Гречушкина, конечно же, были.


«Teto Shipping, хозяин Гречушкин Игорь... В феврале 2013 года хапнул миллион долларов за фрахт по перевозке нитрата аммония из Батуми в Мозамбик, и через месяц у него якобы не оказалось денег на оплату прохода Суэца», — писал на одесском форуме моряков один из пользователей. Большинство из десяти членов команды на Rhosus были гражданами Украины, поэтому проблемы на судне и обсуждали на украинском сайте.

О ситуации на корабле узнали журналисты. Моряки рассказывали, что Гречушкин исчез, а Rhosus остался «с грузом и экипажем в ливанском порту Бейрут». На форумах Гречушкина оскорбляли, называли «бессовестным и лживым», писали, что он постоянно обманывал: «Деньги постоянно задерживает, в судно ничего не вкладывает... Ни совести, ни стыда у такого судовладельца».


Власти Ливана в итоге запретили команде Rhosus выходить в море. Капитан Борис Прокошев спустя 10 месяцев ареста, летом 2014 года, жаловался, что он застрял в Бейруте вместе с тремя моряками. По его словам, хозяин корабля так и не появился, связаться с ним не получается, а ливанские власти отпустили домой только шестерых членов экипажа. «Хозяин Гречушкин Игорь... Говорит, что обанкротился (я ему не верю...), так же, как и грузовладелец, бросил свой груз с нитратом аммония... Просим, кто может, помогите, вытащите нас из этого плена», — писал Прокошев.

На одесском форуме также отмечали, что сухогруз Rhosus находится «в ужасном состоянии». Это подтверждает версию о ненадлежащем обслуживании судна. СМИ тогда не уделяли внимания тому, безопасно ли транспортировалось взрывоопасное вещество огромного объема. Тогда все вертелось вокруг конфликта на Украине и гибели малайзийского Boeing.


Daily Storm попытался связаться с Игорем Гречушкиным по старому номеру телефона и в WhatsApp, но тот не ответил. В Facebook можно обнаружить предполагаемую родственницу предпринимателя с корнями в Хабаровске, но указавшую своим местом жительства кипрский город Лимасол. Страницы самого Игоря Гречушкина найти не удалось.

Селитра с грузинского завода «Рустави Азот»


Селитру, которая взорвалась в Бейруте, мог произвести расположенный в Грузии завод «Рустави Азот». В интернете появились фотографии, как утверждается, со склада в порту Ливана. На снимках видны мешки, а на них маркировка — NITROPRILL HD. Эту марку аммиачной селитры продает австралийская компания Orica. Таким образом, появилась и вторя версия происхождения груза. Впрочем, нет никакой информации о том, как австралийский продукт мог оказаться в Батуми.


Источник в Грузии подтвердил Daily Storm, что именно завод «Рустави Азот» мог поставить груз на судно Rhosus. В пресс-службе компании ответили, что выясняют, была ли сделана селитра у них. «У нас сейчас нет окончательного ответа, но он будет, и мы сообщим об этом на нашем сайте. Написано, что это было в 2013 году. Сейчас нужно изучать, наш это груз или не наш», — сказал сотрудник предприятия.

Сотни тонн тротила


Точная мощность взрыва в Бейруте — пока загадка. Эксперты расходятся во мнении, так как взорваться могли не все 2750 тонн селитры. Но ясно одно: сама по себе селитра не взрывается. И даже при пожаре для этого необходимы особые условия. Этот факт порождает слухи о намеренном подрыве.


Американский эксперт по ядерному нераспространению и геополитике Джеффри Льюис в своем Twitter опубликовал документ с техническими данными NITROPRILL HD. Там указано, что материал представляет собой гранулированную аммиачную селитру, а его тротиловый эквивалент рассчитывается в зависимости от условий хранения. Основываясь на данных производителя, Льюис оценил силу взрыва 2750 тонн NITROPRILL HD в 400-550 тонн тротила.

Но мощность, как оказалось, не самое интересное в «химии» бейрутской трагедии. Куда важнее — причина возгорания. Специалисты по взрывному делу утверждают, что нитрат аммония для взрыва нужно поджечь резко — до температуры вспышки. Судя по всему, так и произошло. Катастрофический взрыв на территории порта запечатлели на видео сотни людей, поскольку они наблюдали перед этим сильный пожар.


Президент Национальной организации инженеров-взрывников России Владимир Белин пояснил Daily Storm, что аммиачная селитра может взорваться, если ее нагреть в замкнутом объеме. «[В порту Бейрута] были созданы условия, при которых эта селитра, перейдя в другое состояние при нагреве, могла взорваться… По журналистским данным, там хранилась пиротехника и велись сварочные работы. Пиротехника загорелась — температура поднялась. Селитра имеет особенность переходить в газообразное состояние при сильном нагревании, и у нее есть температура вспышки больше 300 градусов», — сказал он.


Белин отметил, что сейчас сложно сказать, взорвался ли весь объем селитры. Но свою оценку силы взрыва все же высказал: «В так называемом тротиловом эквиваленте это примерно 1000-1200 тонн». На месте склада остался кратер диаметром около 140 метров.

Генеральный инспектор Западного военного округа, руководитель взрывных работ Виктор Поплавский предположил, что на месте хранения вещества в Бейруте не были соблюдены защитные меры. «Обычно места для его хранения обваловываются, то есть создаются земляные укрепления, чтобы взрывная волна в случае детонации уходила в сторону от построек. В Бейруте ничего не было, и взрывная волна пошла на город», — рассказал он.


По российским законам, если груз селитры тяжелее 50 тонн, то он должен быть зарегистрирован как опасный объект, объяснил Владимир Белин: «Там было, мягко говоря, не 50 тонн. Местные власти, узнав это, правильно сделали: арестовали груз. Они его сгрузили в замкнутом объеме, там где хранилось и другое, в том числе пиротехника… Вряд ли груз с селитрой кто-то помещал в отдельное хранилище. Чтобы не было передачи детонации горения — положили рядом».


Предварительные данные расследования уже говорят о том, что к катастрофе привело халатное отношение при хранении взрывоопасного вещества. В документах компании Orica и других руководствах детально описаны правила безопасного обращения с нитратом аммония — складировать в прохладных сухих помещениях вдали от источников высокой температуры. Видимо, за несколько лет все необходимые меры не были приняты. Число жертв взрыва превысило 100 человек, несколько тысяч получили ранения. Десятки тысяч остались без жилья.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...