Двое белорусов — добровольцев армии ДНР рассказали, что на родине их причислили к преступникам и вряд ли поймут, почему они отправились в Донецк. В родной Белоруссии они «чужие среди своих», тогда как с донецкими и луганскими друзьями стали по сути одной семьей. Согласно 133-й статье Уголовного кодекса Белоруссии, действия ополченцев квалифицируются как наемничество. За это в случае возвращения в страну им грозит от трех до семи лет тюрьмы с конфискацией имущества. При этом ополченцы говорят, что у белорусских властей есть и обоснованные мотивы.
«Власть не хочет видеть белорусов, здесь воюющих. В принципе, я могу понять власть: воюют же белорусы и на стороне Украины, и на стороне Донецка и Луганска. Если они вместе соберутся и вернутся домой, это будет, конечно, проблема. С другой стороны, белорусская власть... нас в разряд преступников причислила. Это, я считаю, неправильно», — заявил ополченец с позывным Белорус.
Украинские спецслужбы, по словам Белоруса, «работают, приходят домой, приходят к знакомым», а на него самого уже возбуждено уголовное дело о наемничестве. Ополченец объяснил, что между добровольцами и наемниками есть разница, которую власти не учитывают: наемники воюют за деньги, а многие белорусские ополченцы «совершенно о деньгах не думали, все ехали за идею, ехали помогать братьям-славянам».
Ополченец говорит, что если поедет на родину сейчас, то не почувствует себя своим. «Приехал бы я домой в Минск. Что бы я делал, с кем бы мог поговорить? Здесь все люди — донецкие, луганские, гражданские или военные — мы всю эту войну переживаем, как одна семья. Снаряды украинские летят, они же не разбирают, по кому они летят — по гражданским или по военным. Поэтому эта война нас здесь сплотила... а в Белоруссии вряд ли кто-нибудь поймет, что такое война. Кроме ветеранов Великой Отечественной или афганцев», — пояснил ополченец.
Белорус и его товарищ с позывным Рыжий пояснили, что приехали в Донецк «не людей убивать», а оказать «посильную помощь в нераспространении фашизма». Они «видят, что Украина погрязла в фашизме, в коррупции». При этом воевать в Донецке белорусским ополченцам приходится и против белорусов: некоторые присоединились к украинским силовикам.
Статья о наемничестве появилась в Уголовном кодексе Белоруссии весной 2016 года. Однако еще в январе 2016-го белорусский президент Александр Лукашенко озвучил свое отношение к добровольцам, воюющим за интересы иностранных государств. «Отношение Беларуси к таким воякам, которые воевали в Украине с той или иной стороны, известное. Разбирайтесь мгновенно вместе с милицией и КГБ», — заявил он.
Впервые приговор за участие в вооруженном конфликте в Донбассе был вынесен в сентябре 2017 года. 29-летний Алексей Ершов получил два года условно. Доказательствами на суде послужили фотографии мужчины, на которых он позирует с огнестрельным оружием в Донецке. Свежих данных о количестве белорусов, воюющих в Донбассе, нет. В феврале 2016 года МВД Белоруссии заявило, что в вооруженном конфликте на Украине участвовали всего 140 белорусских граждан, и большая часть из них — на стороне ДНР и ЛНР.