Министр труда РФ Максим Топилин предложил учитывать все доходы самозанятых россиян при расчете налогов, принимая во внимание данные о собственности. По его словам, 15 миллионов человек в трудоспособном возрасте не уплачивают деньги в казну, однако обеспечены социальными благами государства, такими как образование и медицина. Как сообщили в Минтруде, «закон о тунеядстве» будут разрабатывать, опираясь на опыт Беларуси.
Ранее Топилин уже поднимал этот вопрос и предлагал установить сбор с неработающих граждан в размере 20 тысяч рублей в год. Упомянутую инициативу СМИ назвали «налогом на тунеядство», хотя глава правительства Дмитрий Медведев пояснял: цель новшества не в том, чтобы обложить налогом неработающих, а в вовлечении в систему социальных платежей тех, кто «не участвует в формировании фондов, но в то же время пользуется социалкой».
В пресс-службе Минтруда, как пишет РИА Новости, пояснили, что «обсуждение налога ведется на экспертном уровне в контексте изучения реализации такого опыта в Беларуси». В связи с этим Daily Storm выяснил, к чему стоит готовиться россиянам.
Как белорусские депутаты декрет о «тунеядцах» принимали
«До 1 января принять меры, чтобы все работали!» – с этого заявления президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в 2014 году в стране начался период работы и доработки Декрета №3, или, как его называют в народе, закона о тунеядстве, который продолжается до сих пор.
Согласно официальной статистике, три года назад в Беларуси насчитали больше 400 тысяч так называемых тунеядцев, то есть людей без официальных доходов, не зарегистрированных в качестве безработных (их около 40 тысяч). Не студентов и не находящихся в декрете, а тех, кто не хочет работать, и тех, кто просто не платит налоги.
Инициатива принадлежит премьер-министру Беларуси Михаилу Мясниковичу. Минфин страны идею подхватил и даже начал активно ее разрабатывать, но так и не довел до логического завершения.
Силовики пошли дальше. МВД предложило принуждать тунеядцев к трудоустройству. «Хотите вернуть понятие «тунеядство» – возвращайте. Это будет понятнее для народа, – сказал на это Лукашенко. – Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать!»
Прошло чуть больше года, и 2 апреля 2015-го Лукашенко подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно ему граждане страны, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Беларуси, не платящие налоги совсем или платившие менее 183 дней в истекшем году, обязаны вносить в казну сумму в размере 20 базовых величин (около 14 тысяч российских рублей по текущему курсу). Неплательщикам грозят общественные работы. Стоит отметить, что при трудоустройстве тунеядец может вернуть уплаченный сбор согласно процедуре Декрета.
Работающие 183 календарных дня и более (независимо от сферы деятельности) считаются «участвующими в финансировании государственных расходов» и освобождаются от уплаты сбора. Также занятыми считаются граждане, воспитывающие детей до семи лет, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, детей-инвалидов (в возрасте до 18 лет), троих и более детей. Освобождены от уплаты недееспособные граждане, инвалиды, лица моложе 18 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины – 60 лет и некоторые другие категории граждан.
«А разве же я не работаю, занимаясь детьми?»
Больше всех — как в России, так и в Беларуси — «закон о тунеядстве» пугает фрилансеров. В соседней стране решили просто: плати налоги и называйся как хочешь, хоть свободным творцом. «Если внештатник платит налоги, никаких проблем не будет», – заявила министр информации Беларуси Лилия Ананич.
Сильнее, чем фрилансеров, «закон о тунеядстве» волнует только работников, получающих зарплату в конвертах. В Беларуси все однозначно: не в полном объеме платишь налоги – «социальный иждивенец»!
Многие белорусы настроены против Декрета №3 и даже высказывали свое мнение на митингах. «Неужели со своей пенсии мы теперь должны платить налог на тунеядство? У нее общего стажа 32 года, какая же она тунеядка? Да еще и за родителями ухаживает, дай бог каждому такую дочь!» – жаловалась гражданка Республики Беларусь, говоря о знакомой, которая долгое время не может устроиться на работу.
«А разве же я не работаю, занимаясь детьми? Разве же это не самый главный труд и вклад в будущее нашей страны?» – возмущается мама троих детей, которая не считается участвующей в финансировании госрасходов, потому что старшему уже исполнилось 18 лет. По ее мнению, мать в первую очередь должна заниматься развитием своих детей и не обязана еще и пополнять казну.
Среди самих представителей белорусских властей — тоже немало недовольных нововведением. «Это игра с огнем, ведь завтра от неправильно поставленной запятой в очередном декрете на улицах снова могут быть тысячи протестующих мирных граждан, доведенных до крайности несправедливостью и абсурдом действующей власти. Выход только один — Декрет №3 должен быть немедленно и безусловно отменен», – заявила в июле депутат палаты представителей Анна Канопацкая.
«Я — за карту социального страхования! — высказал иную точку зрения депутат палаты представителей Игорь Марзалюк. — Так, как во всем цивилизованном мире: кто работает, тот ест и получает социальные блага. Если человек находится в тяжелой жизненной ситуации, он должен показать, что действительно не работает, зарегистрироваться в центре занятости, получать пособие и всеми силами искать хотя бы минимальный источник существования. А тот, кто орет громче всех, не регистрируется на бирже и при этом очень неплохо выглядит, пусть платит 100%».
Однако в Беларуси все же уверены, что Декретом №3 воспользуются настоящие тунеядцы, например, пьяницы, алкоголики, лица, ведущие асоциальный образ жизни. А жители микрорайона Казимировка в Могилеве и вовсе рады результатам реализации инициативы. Там, в том числе и на деньги от тунеядцев, построили детский сад. Стоимость здания больше семи миллионов, из них миллион собран по Декрету №3.
Декрет продолжает дорабатываться, изменяться и находить как сторонников, так и противников. Однако, как неоднократно заявлял Лукашенко, отменен он не будет. Возможно, вскоре подобную борьбу мнений только вокруг отечественного аналога Декрета №3 увидит и Россия.