Мосгорсуд приостановил выдворение из России корреспондента «Новой газеты», гражданина Узбекистана Али Феруза (Худоберди Нурматова) по решению Басманного суда до завершения разбирательства в ЕСПЧ.
«Постановление Басманного суда Москвы изменить и дополнить его резолютивную часть. Приостановить предварительные меры в течение срока разбирательства в ЕСПЧ. В течение этого срока содержать его в Центре временного содержания иностранных граждан», – приводит отрывок из решения суда ТАСС.
На прошлой неделе Страсбургский суд уведомил российские власти о запрете выдворения Нурматова до рассмотрения его жалобы в Европейском суде. Правозащитница Светлана Ганнушкина рассказала Daily Storm, что ЕСПЧ принимает подобные решения из соображений безопасности гражданина и чаще всего, если подсудимый может подвергнуться на родине пыткам.
«Если человеку грозит опасность при высылке, то ЕСПЧ должен сразу же принимать решение — в течение нескольких дней, бывает, в течение нескольких часов. Даже по делам совершенно неизвестных людей порой мы получали решение через два часа. Это даже не постановление суда, это 39-е правило (регламента ЕСПЧ — прим. D.S.)», – сказала руководитель сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал».
Статья 39 регламента ЕСПЧ гласит, что Европейский суд может принять обеспечительные меры, если заявитель подвергнется «реальному риску причинения существенного и непоправимого вреда». По словам правозащитницы, на практике подобные решения Европейского суда Россия выполняет всегда. Поэтому, если по решению ЕСПЧ Нурматову будет позволено остаться в России, скорее всего власти РФ позволят ему это сделать.
Фото: © facebook.com/aliferuzfox
В Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека заявили, что выдворение из России Нурматова противоречит Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подчеркивая, что члены семьи журналиста являются гражданами РФ. Там отметили, что намерены «приложить все силы к благополучному разрешению данной проблемы (урегулирование правового статуса Нурматова – D.S.)». Как заявлял корреспондент «Новой газеты», он сам не раз обращался к российским властям за предоставлением статуса беженца, но получал отказ.
В Мосгорсуде мать Нурматова заявила, что у нее было 10 детей, осталось пять и Худоберди – самый младший ее сын – единственный из ее детей, который не имеет гражданства России. «Все, кроме сына (Худоберди Нурматова D.S.), он тоже хотел, но потерял, говорит, паспорт», — цитирует слова Нурматовой «Новая газета».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ранее заявлял журналистам, что в Кремле о ситуации знают, однако пояснил, что закрывать глаза на нарушение правил въезда в Россию, которые были допущены Нурматовым, нельзя.
Ранее Нурматов заявлял, что во время конвоирования его избил судебный пристав. По данным ФССП РФ, по прибытии в центр он отказался от медпомощи и заполнил опросный лист об отсутствии телесных повреждений.
Корреспондент «Новой газеты» был задержан рядом с редакцией издания в Москве. Первого августа Басманный суд признал Нурматова виновным по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда либо пребывания (проживания) в РФ» и принял решение о выдворении журналиста из страны и наложении штрафа в пять тысяч рублей. До вступления постановления в законную силу Нурматов должен находиться в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД по Москве.
Нурматов покинул Узбекистан в 2008 году. По словам журналиста, на родине он подвергся пыткам: его пытались завербовать спецслужбы. После этого он запросил временное убежище в России, но ему отказали.
Фото: © Агентство Москва/Авилов Александр