Первый зампред Центробанка Георгий Лунтовский сообщил о росте числа выдаваемых банкоматами фальшивых купюр. Проблема заключается в использовании банками устаревших и дешевых аппаратов.
«В последнее время участились случаи выдачи из банкомата изделий, сходных с банкнотами Банка России. Основная причина роста данного вида мошенничества — использование дешевых моделей банкнотоприемных устройств, проверяющих один-два защитных признака», — сказал Лунтовский в ходе третьей международной конференции «Актуальные вопросы развития наличного денежного обращения».
Сотрудники одной из ведущих компаний в мире по производству и поставке техники и программного обеспечения для банковского сектора — Diebold Nixdorf — с зампредом ЦБ согласны не во всем.
«Выдача фальшивой купюры в банкомате — большая редкость. Надо понимать, что в банкомат деньги приходят только двумя способами: из самого банка, где они многократно проходят различные проверки, либо в аппарат их загружают люди, и в этом случае работает программа четырехступенчатой проверки — кеш-ресайклинг», — рассказал Daily Storm руководитель направления по продаже программного обеспечения Diebold Nixdorf Илья Асриян.
Однако, по словам эксперта, даже если на входе купюра сможет обмануть аппарат, последующая выдача фальшивки практически невозможна. То есть жертвой мошенников становится банк. В один банкомат преступник вносит фальшивые, а в другом снимает реальные деньги. Однако — и в этом в Diebold Nixdorf согласны с зампредом ЦБ — этот способ работает только с устаревшими техникой и программным обеспечением.
«У Сбербанка, к примеру, много устаревших аппаратов. И это, конечно, проблема банка, он должен сам заботиться о защите своих средств», – пояснил Асриян. Однако ЦБ не может принудить банки покупать дорогие банкоматы. Как заявил Лунтовский, «слабое место в организации наличного денежного обращения — то, что мы пишем требования, но не всегда нам удается добиться их соблюдения кредитными организациями».
И так как разница между стоимостью устаревшего устройства (на вторичном рынке его цена составляет около двух тысяч евро) и нового современного оборудования (порядка 20 тысяч евро) велика, опасные банкоматы будут использоваться и подвергать владельцев риску.
Эксперт Diebold Nixdorf выразил надежду на скорое изменение ситуации. В частности, в банковском секторе планируют создать так называемый черный список — документ неформального характера, в который будут заноситься наименования аппаратов и программного обеспечения с фиксированными сбоями в работе.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev
Пятитысячная ретроспектива
Но это в будущем. По данным ЦБ, в январе 2017 года было выявлено 4,3 тысячи поддельных российских купюр, в феврале — почти 3,5, в марте — 4,6 тысячи. Это примерно на тысячу меньше, чем в те же месяцы прошлого года. В сравнении с показателями 2010-го число фальшивок сократилось почти в три раза.
Лидерами по количеству подделок стали банкноты крупного номинала. «В прошлый раз проблема была с фальшивыми пятитысячными купюрами, они распознавались неверно или вообще не распознавались. Банкоматы принимали даже газетные вырезки с нужными признаками пятитысячной купюры. Пострадали многие известные фирмы, мы — нет», – рассказал Daily Storm бизнес-консультант Diebold Nixdorf Алексей Поляков.
Он вспомнил о событиях 2013 года — буме в сфере оборота фальшивых денег в России. Тогда пятитысячные купюры составили половину от общего числа подделок. Проблема решилась далеко не сразу. Сначала друг за другом банки перестали принимать банкноты номиналом в пять тысяч рублей. Конечно, после сотрудники МВД заявили о задержании подозреваемых... Но на этом обсуждение не закончилось. К проблеме подключились юристы, которые утверждали, что такое преступление может и вовсе не повлечь наказания.
Согласно постановлению Верховного суда, операции с поддельными купюрами квалифицируются как мошенничество только в случае, если их кому-то передают и тем самым вводят в заблуждение. «Но, передавая купюры в банкомат или терминал, лицо никого не вводит в заблуждение путем обмана и злоупотребления доверием, потому что вводить в заблуждение машину невозможно, и таким образом выпадает главный квалифицирующий признак мошенничества», — заявлял в 2013 году адвокат Дмитрий Титов.
«Статья 186 касается именно подделки денег, и любая сувенирная печатная продукция под эту статью не подходит. Если проще, то изготовление банкнот дома – это преступление, а покупка в магазине купюр, похожих на настоящие, — нет. Если по 186-й наказание начинается от пяти лет реального срока, то наказание по статье 159 может и не предполагать лишения свободы. Так, если преступники сплавляют в банкоматы меньше 250 тысяч рублей без изготовления купюр как таковых, скорее всего, они получат около двух лет условного срока», – объяснил Daily Storm председатель коллегии адвокатов «Филатов и партнеры» Илья Филатов.
Чем меньше функций, тем безопаснее
Пока «высшие эшелоны» ведут «светские беседы», называют цифры и ловят преступников, назревает вопрос: как простым гражданам защитить себя даже от возможности получения фальшивых купюр? Все просто: использовать банкоматы без функции приема наличных. В таком случае шанса получить подделку нет, ведь деньги в банкомат поступают напрямую из банка.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev