Михаил Малахов. Фото: © vk.com/worldoom
Детская книжка «Незнайка на Луне» Николая Носова оказалась вновь замешана в скандале из-за цитаты о полицейских-бандитах. Администратора краснодарского паблика «Радикальные мечтатели» в соцсети «ВКонтакте» Михаила Малахова вызвали в полицию после анонимного доноса, рассказал блогер «Шторму» и еще нескольким федеральным СМИ. Ранее блогер опубликовал отрывок текста, в котором на вопрос Селедочки: «А кто такие эти полицейские?», персонаж Колосок отвечает: «Бандиты!».
«Раньше писалось совсем про другую страну, а сейчас так повернулось, что он очень даже актуален для нашей оказался», — так коротко Малахов прокомментировал идею публикации отрывка из книжки Носова в своем паблике. По словам блогера, ему позвонили 6 августа. Приглашение «на допрос» он принял, правда, идти решил с адвокатом. «Хотелось бы сходить, копии постановления получить», — добавил Малахов. Он также подчеркнул, что такая ситуация с ним впервые. «Я даже на митинги не ходил», — признался блогер.
Как рассказал администратор группы «Радикальные мечтатели», ему позвонил то ли следователь, то ли дознаватель и «на полном серьезе [сказал]: «Так, а что вы тут пишете, Cеледочка спросила... Вы что, хотите разжечь ненависть к полицейским?» Блогер, конечно, тут же попытался объяснить: это отрывок из «Незнайки на Луне». На что, по его словам, собеседник ответил: «Экспертиза разберется».
Как выяснил «Шторм», из региональной прокуратуры Малахову никто не звонил и на допрос не вызывал. «Прокуратура в отношении Малахова никакой проверки не проводит», — заявили «Шторму» в ведомстве, добавив, что по адресу явки, который указал блогер, прокуратура «не располагается уже восемь лет».
Оказалось, 6 октября Малахову звонили не из прокуратуры, а из полиции Краснодарского края (мобильный номер полицейского Малахов передал редакции). Тот пояснил «Шторму», что в краевую полицию пришло обращение из другого региона, на которое в правоохранительных органах обязаны были отреагировать. В связи с этим полицейский вызвал Малахова, чтобы получить объяснение и ответ на один вопрос: с какой целью был размещен пост. «На официальный допрос его никто не вызывал, так как уголовное дело не заведено», — пояснил звонивший блогеру полицейский.
Истины ради стоит отметить, что в посте Малахова от 10 августа, на который и донес анонимный недоброжелатель, нет ссылки на «Незнайку на Луне» и авторство Носова. Могло случиться так, что человек, написавший в полицию, никогда Носова и не читал и мысли писателя принял за мысли самого блогера.
Внук отечественного прозаика, Игорь Носов, отреагировал жестко: «Это не та книга, о которой нужно говорить в такой ситуации», — заявил он «Шторму». Писателю не понравилось упоминание детского произведения в подобном контексте. Он подчеркнул, что на месте блогера «попросил бы разрешение использовать цитату».
Поправки, по которым Малахова могли (или еще могут?) привлечь к ответственности по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды...» вступили в силу 2014-м году. До этого за посты в интернете ни на допросы, ни на беседы вызывать не могли. Видимо, поэтому актер Станислав Садальский, публикуя в 2011-м пост с отрывком о «полицейских-бандитах», не привлек внимание борцов с сетевым экстремизмом. К слову, актер в своем материале задался риторическим вопросом — не провидец ли Николай Носов.
«А если полицейские обижаются, значит, действительно бандиты, — резюмировал Садальский.
Но в полиции, судя по всему, и не обиделись. Краснодарский полицейский не проявлял желания проучить «провинившегося» блогера, хотя и продолжает действовать по инструкции: «Я должен был проверить», — сказал он «Шторму». А глава координационного совета Московского профсоюза полицейских Михаил Пашкин констатировал, что «бандиты» встречаются во всех силовых структурах и то, что все правоохранители — разные, не кажется ему обидным.
«Когда говорят о полицейских, не надо забывать, что полиция — это только часть правоохранительной структуры. Ни одна ОПГ не может существовать без поддержки отдельных сотрудников правоохранительных органов, здесь не только полиция, здесь и ФСБ, и Следственный комитет, и судейское сообщество, и прокуратура, — заявил Пашкин. — Надо «полицейские» заменить на «правоохранители» и обидно не будет».
Пашкин заявил, что если обнародовать все оперативные материалы ФСБ на сотрудников полиции, «можно уволить и даже посадить «90% начальников», а «при Сталине их бы расстреляли».
Согласно УК за разжигание ненависти грозит штраф от трехсот тысяч рублей и вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Но пока уголовное дело не заведено, нет и смысла говорить о наказании. Зато хайп вокруг поста в «Радикальных мечтателях» сделал свое дело — принес популярность паблику. За четыре дня количество подписчиков группы увеличилось в четыре раза.