В итоговой версии законопроекта о семейно-бытовом насилии указано, что общественные и некоммерческие организации обязаны будут помогать помириться жертве насилия с его виновником, сообщил РБК. В «Центре по работе с проблемой насилия «Насилию.нет» и женском кризисном центре «Китеж» идею парламентариев посчитали абсурдной. В случае применения насилия ключевой целью должна быть защита прав и интересов пострадавших, подчеркнули эксперты.
«Я отношусь к предложению крайне негативно, потому что международная практика и большинство экспертных психологов говорят, что неуместна ни семейная терапия в таких отношениях [где применялось насилие], ни медиация [урегулирование споров], потому что, как правило, женщины сами сначала не настроены покидать семьи», — заявила Daily Storm директор «Китежа» Алена Садикова.
Мнение Садиковой поддерживает директор центра «Насилию.нет» Анна Ривина: «Мне кажется, что слово «обязать» вообще не очень правильное в контексте примирения. Когда государство рубит слова «обязать примирение» — это, конечно, вызывает очень много смущений и вопросов».
«Это просто какой-то абсурд, тут [при насилии в семье], конечно же, вообще не может быть ключевой цели примирения. Ключевой целью всегда может быть безопасность и здоровье людей, которые страдают. Если там есть желание и возможность мириться, без сомнения, это и так произойдет при помощи наших специалистов», — продолжила Ривина.
Алена Садикова отметила, что экспертам следует донести до пострадавших от насилия в семье, что ситуация, в которой они находятся, — опасная. «Если женщина придет к нам с сотрясением или выбитым зубом, мы однозначно не будем советовать ей помириться, потому что это может привести к убийству или к тяжким телесным повреждениям», — сказала она.
«К нам обычно попадают женщины, которые уже все попытки примирения исчерпали», — добавила Садикова. По ее словам, как правило, пострадавшие не обращаются за помощью после того, как к ним применили насилие впервые, а только после нескольких эпизодов. Эксперт считает, что нужно работать с человеком, который применил насилие. «Пока он не перестанет, все попытки примирения будут оканчиваться очередным избиением», — пояснила она.
По информации директора «Китежа», практика примирения жертвы насилия с его виновником не применяется ни в одной из стран, где действует закон о домашнем насилии. «Я не буду ручаться за исламские страны. Но во Франции, Венгрии, Швеции такого нет. В том числе в православных странах, таких, как Греция и Сербия, все, и сотрудники МВД, понимают, что если человек начал бить [в семье], то он уж не останавливается. Пока с ним не проведешь терапию, он не будет договороспособным», — сообщила она.
Законопроект о семейно-бытовом насилии подготовила группа депутатов и сенаторов. Его должны разместить на сайте Совета Федерации 29 ноября. Спикер верхней палаты парламента говорила, что в течение двух недель «все заинтересованные стороны», включая общественные организации, смогут представить свои замечания по документу. Положения проекта закона распространяются не только на формальных родственников, но и на всех проживающих совместно, а также бывших супругов и усыновленных детей. Законопроект предусматривает закрепление понятия профилактики семейно-бытового насилия, а также описывает его виды — физическое, сексуальное, психологическое и материальное.