Россия в ближайшие десятилетия столкнется с последствиями демографических катастроф XX века и притоком мигрантов. При этом победа над «Исламским государством» в Сирии и Ираке не сможет в корне решить проблему терроризма. О том, почему стоит бояться мигрантов, как с помощью них правильно решать проблему вымирания Европы и при каких условиях Китай может захватить часть России, рассказал Daily Storm Анатолий Вишневский — директор Института демографии НИУ ВШЭ.
Предположить, как и когда миграционная ситуация в мире выйдет из-под контроля, невозможно, уверен Вишневский. Ясно одно: запреты и ограничения на въезд в страну – это лечение последствий, а не самой болезни. По мнению эксперта, это можно сравнить с попыткой спрятаться от проблемы за закрытой дверью. Если по ту сторону скопится слишком много людей, дверь просто вышибут.
«Миграционное давление на развитые страны возрастает и будет возрастать, и оно принимает самые разные формы, в том числе терроризм», – заявил эксперт.
По проблемам сокращения рождаемости и неконтролируемого притока мигрантов у демографа есть две точки зрения. Со одной стороны, наплыв инородцев угрожает новыми террористическими актами. Борьбой с такими террористическими организациями, как «ИГ» (запрещена в России), проблему в перспективе не решить, утверждает Вишневский. С другой — именно миграция способна помочь в решении демографических и экономических проблем.
По его словам, ислам никак не провоцирует распространение терроризма. Терроризм питает среда, в которой формируются молодые поколения людей: огромные массы молодежи в бедных странах не получают образования и не адаптированы к жизни, а рядом богато живут развитые страны Европы.
«Эта ситуация, с моей точки зрения, совершенно недооценивается. Говорят, что виноват ислам, но он не виноват — просто исламские страны оказались в центре демографического взрыва. Огромное молодое население, оторванное от корней… И здесь кроются очень далеко идущие опасные последствия для всего мира», – утверждает эксперт.
С другой стороны, по мнению Вишневского, миграция может спасти многие страны от реального вымирания. В многих развитых государствах наблюдается стремительный спад рождаемости. В России демографическую яму 90-х годов можно сравнить ситуацией в 1943-м. И сегодня последствия войны и перестройки мы ощущаем как никогда остро.
«Сейчас у нас к материнскому возрасту подходит поколение женщин, которые родились в 90-е годы (в период предыдущей демографической ямы). Их меньше, соответственно, у них будет меньше детей», – заявил Вишневский на лекции «Другой разговор» в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге. При этом, по словам эксперта, в Германии, Италии и Японии показатели еще ниже.
В России, если говорить о внутренней миграции, наблюдается катастрофический дисбаланс: четверть населения сосредоточена в Московском регионе. «Высушивание» малых городов происходит по всему миру, однако, к примеру, в США люди переезжают в ближайшие миллионники, а у нас – в Москву. И это в дальней перспективе просто небезопасно для суверенитета страны.
«Страна пустеет, особенно за Уралом. Что, если останется пустой территория, богатая, в частности, таким ценнейшим ресурсом, как пресная вода, притом что во многих странах, в том числе Китае, ее дефицит?! – задался риторическим вопросом Вишневский. – Если Китай захочет захватить часть Сибири, что мы сможем ему противопоставить? Сейчас китайцы этого не хотят или делают вид, что не хотят. Но мы не знаем, что будет через 20-30 лет. На некоторых картах Дальний Восток и так показывается как китайская территория».
По словам Вишневского, никто не может точно сказать, как с гарантией положительного результата решить демографическую и миграционную проблемы. С одной стороны, России нужны люди, и «получить их в большом количестве можно только путем миграции», утверждает эксперт. С другой – остается угроза терроризма. Единственный и самый верный выход, по мнению Вишневского, — консолидация всех стран, которые стоят перед лицом одного и того же вызова. Только единая стратегия всех развитых государств даст возможность установить мир.
«Мы все в одной лодке: и с американцами, и с европейцами», – подытожил Вишневский. Пока же, по его словам, «мы гордимся тем, что изобрели вакцину против Эболы. Вот только Эбола — это не наша проблема».