Государственная Третьяковская галерея перестанет брать плату за занятия, которые преподаватели непрофильных учебных заведений проводят в музее для своих учеников. Для того чтобы посетить музей вместе со студентами, будет достаточно согласовать время экскурсии. То же самое коснется неформальных экскурсий «для друзей», когда тот или иной знаток искусства хочет заняться просвещением своих знакомых. О таких походах также нужно будет заранее договариваться с администрацией, чтобы не толкаться с группами школьников и туристов. Об этом заместитель генерального директора Третьяковки Марина Эльзессер рассказала в ходе публичной дискуссии по следам скандала с преподавателями истфака МГУ, водившими студентов выставку Верещагина.
В разговоре со «Штормом» Эльзессер отметила, что о соответствующем приказе предполагалось объявить в начале учебного года, однако невиданные масштабы скандала потребовали от музея срочных действий. «Эти пять тысяч рублей как будто засели у людей в голове, и ситуацию необходимо было как-то скрасить», — сказала заместитель генерального директора.
Теперь платить нужно будет лишь гидам, экскурсоводам и организаторам квестов, которые занимаются в музее коммерческой деятельностью.
Третьяковка оказалась в центре скандала после того, как преподаватели исторического факультета МГУ попытались провести для группы студентов экскурсию по выставке Василия Верещагина. Это было пресечено сотрудниками музея. Возмущенные преподаватели написали письмо в Министерство культуры и выступили в прессе с претензиями к музею. Позже о похожих случаях рассказали пользователи социальных сетей. Третьяковскую галерею объявили чем-то вроде силовой структуры или исправительного учреждения, запрещающего людям переговариваться между собой и иметь любые «несанкционированные» мнения и суждения.
Подобные настроения ужасно расстроили сотрудников музея, которые уверены, что отличить экскурсию от беседы может не только профессиональный хранитель, но и любой здравомыслящий человек. «Беседа и дружеское обсуждение — это одно: постояли у «Демона», потом один отошел к «Царевне-Лебедь», потом все трое обсуждают «Испанию». А экскурсия — это когда один рассказывает о чем-то форсированным голосом, а остальные слушают. Публичное выступление — всегда публичное выступление, даже если оно для двух человек», — примерно так сформулировали свою позицию сотрудники Третьяковской галереи.
Дело в том, что нелегальные экскурсоводы, собирающие группы за воротами Третьяковки, каждый раз, когда их пытаются одернуть, говорят, что слушатели — это их родственники или друзья. Сотрудники музея знают этих правонарушителей в лицо, но ничего не могут с ними поделать. «Выйдете на улицу — сразу их увидите, два-три человека. Они теперь о картинах рассказывают шепотом, на ушко, но все равно все заметно», — сказала «Шторму» одна из сотрудниц музея.
Впрочем, ни в самой галерее, ни на улице нелегальных экскурсоводов «Шторму» обнаружить не удалось. Только толпы азиатов и красивые регионалки, исполняющие селфи на фоне «Мишек».