Компания SuperJet International (SJI), совместное предприятие Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и итальянской Leonardo по экспорту российских лайнеров SSJ 100, хочет получить европейский сертификат типа на самолет. Приобретение документа будет критической частью сделки по продаже доли ОАК в SJI. Покупателем доли может стать эмиратская компания MarkAB Capital, которая хочет организовать производство самолетов в ОАЭ. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Сейчас сертификатом владеет производитель SSJ 100 ПАО «Яковлев». Действие документа, выданного в 2012 году Европейским агентством авиационной безопасности, было приостановлено после начала военной операции РФ на Украине. Кроме того, доля ОАК в SJI арестована из-за санкций. Передача сертификата и всей технической документации на самолет — одно из условий, при которых MarkAB Capital готова приобрести долю ОАК в SJI, пишет «Ъ».
В феврале SuperJet International сообщила, что MarkAB Capital готова приобрести 49% акций совместного предприятия. Еще 41% перешли бы к итальянской Studio Guidotti International. В июне SJI заявила, что власти Абу-Даби одобрили проект строительства в Эль-Айне линии сборки региональных самолетов, не уточняя каких. Предприятие могут построить в 2025 году.
Источники «Ъ» выразили сомнение, что иностранные партнеры готовы заново сертифицировать SSJ 100 даже при наличии документации, чертежей, специалистов и оборудования. Это займет годы, отметили они.
Часть собеседников издания высказали мнение, что основная цель властей ОАЭ в развитии авиационной промышленности — скорее имиджевая, поскольку руководство страны вряд ли всерьез опасается остаться без самолетов западного производства.
SuperJet International создана в 2007 году. Тогда же началось производство этого самолета. SSJ 100 стал первым российским лайнером, сертифицированным Европейским агентством авиационной безопасности, что позволило поставлять его в ЕС.