Польский президент Анджей Дуда заявил, что подпишет обновленный закон об Институте национальной памяти, согласно которому за распространение информации о причастности Польши к холокосту и о «польских лагерях смерти» будут наказывать. Глава страны сообщил об этом на Польском телевидении.
«Учитывая необходимость защищать доброе имя Польши и поляков... я принял решение подписать это обновление закона», — сказал Дуда. Он добавил, что решил также направить законопроект в Конституционный суд для проверки на соответствие нормам Конституции. Дуда считает, что польские власти не имели отношения к холокосту и созданию на территории Польши лагерей смерти — Освенцима, Треблинки, Собибора.
«Действительно, «польские лагеря смерти» — это формулировка оскорбительная для польского народа. Потому это не польские лагеря смерти, а гитлеровские, которые располагались на территории Польши», — пояснил историк и журналист Николай Сванидзе корреспонденту «Шторма». Он отметил, что «поляки участвовали в холокосте, как участвовали украинцы, как участвовали представители других народов». «Были случаи среди местного населения, когда сдавали евреев гитлеровцам или когда сами убивали евреев. Но они были везде», — уточнил Сванидзе.
По его словам, странам бывшего соцлагеря свойственно «болезненное восприятием своей истории». «У всех этих стран куча исторических комплексов. И у нас много таких комплексов, и у поляков, и у украинцев. Каждый свои комплексы лелеет и поливает из лейки», — сказал он.
Военный историк Алексей Криволапов согласен с тем, что польских лагерей смерти на самом деле не существовало: они подчинялись немецкой администрации, а значит, не были в полной мере польскими. Однако, по мнению Криволапова, нельзя полностью отрицать участие Польши в холокосте. «Если говорить об участии этнических поляков в истреблении этнических евреев, то оно было массовым», — считает он. Криволапов рассказал, что антисемитизм в Польше довоенного периода носил государственный характер и был «суров». Например, в 1934 году польские власти создали лагерь в Березе-Картузской для противников правящего режима. Туда попадали, впрочем, участники не только еврейского, но и украинского, и белорусского национальных движений.
«Для польского общественного мнения широкая дискуссия [об участии поляков в истреблении евреев] едва ли приемлема, просто потому, что Польша в дискурсе о Второй мировой войне эксплуатирует и считает для себя достойным образ жертвы. Ну а жертва, участвующая в истреблении людей, смотрится странно. Поляки — заложники образа, который они навязывают окружающим. Потому что если Польша — не невинная жертва двух кровавых тоталитаризмом, то [возникает вопрос] Польша — это что?» — прокомментировал историк.
Массовые убийства евреев на территории Польши начались после Ванзейской конференции, состоявшейся в феврале 1942 года. В стране были организованы еврейские гетто, а также построены лагеря смерти, куда свозили евреев со всех территорий Третьего рейха. Нацисты называли это «окончательным решением еврейского вопроса». По данным открытых источников, из живших в Польше на начало сентября 1939 года 3,3 миллиона евреев во время войны погибло 2,8 миллиона, то есть 85%.