Школы заведут анкеты на учеников, их родителей и учителей, в них планируется вносить информацию о страницах в соцсетях, водительских правах и загранпаспортах, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на проект приказа Минпросвещения. Глава Национального родительского комитета (НРК), экс-кандидат в президенты России Ирина Волынец уверена, что многие родители негативно воспримут инициативу ведомства, не согласятся предоставлять информацию и будут жаловаться в комитет на давление со стороны руководства школ. Волынец понятна позиция министерства, которое хочет предотвратить угрозы безопасности в школах, однако она опасается, что данные могут использоваться против родителей и детей.
В Минпросвещения сообщили, что собирать и обрабатывать данные будут «на добровольной основе, с согласия участников образовательного процесса». Однако администрации многих образовательных учреждений будут давить на школьников и их родителей, чтобы получить информацию, считает глава Национального родительского комитета. «Я уверена, что огромное количество родителей не дадут согласия на предоставление этих сведений, люди будут опасаться каких-то возможных последствий. Я предполагаю, что наша организация будет получать жалобы от родителей, которые будут недовольны тем, что администрация школ давит на них, чтобы получить согласие [на сбор и обработку информации]», — заявила Daily Storm Ирина Волынец.
Волынец добавила, что сама не стала бы предоставлять школе данные о соцсетях, загранпаспортах и водительском удостоверении. «У нас есть сотрудники органов опеки, которые очень часто некомпетентны, при получении доступа к информации они могут действовать не в целях развития наших детей и сохранения наших семей, а совсем в другую сторону», — пояснила она.
«Закручивание гаек не работает, если нет альтернативы. Невозможно к каждой семье приставить детектива, который будет следить за тем, что происходит дома, за тем, есть ли загранпаспорта у родителей и ребенка, какие у них соцсети», — подчеркнула Волынец.
Глава Национального родительского комитета считает, что Минпросвещения нужно подробно объяснить, для чего школам нужен сбор информации. «Сейчас это больше похоже на усиление государственного контроля и слежки, что люди очень не любят, и это вполне логично», — добавила она.
Волынец убеждена, что одна из главных задач государства — увеличить бюджет на внеучебные занятия детей. Это будет лучшей профилактикой криминального поведения и участия в деструктивных сообществах и значимым вкладом в развитие человеческого капитала. «Развитие наших детей — это инвестиция в будущее страны, потому что дети в будущем будут строить и развивать ее. Есть огромное количество детей, которые не могут поехать в лагерь, потому что родители не могут оплатить путевку, в итоге — неприкаянные дети, которые слоняются в опасных местах или в тех же соцсетях, в интернете, что не влечет ничего хорошего, потому что это зависимость и уход от действительности. Большое число семей не в состоянии занять своих детей во внеурочное время, обеспечить их досуг и гармоничное развитие», — заявила она.
Руководитель юрфирмы «Томашевская и партнеры» Нелли Томашевская сообщила «Коммерсанту», что, согласно закону, обучение в школе можно считать основанием для сбора медицинских данных об учениках, а также их имен. «Такая информация непосредственно необходима для обучения. Но если мы говорим о данных родителей ученика, о СНИЛС и подобных документах, то такие данные не требуются для самого образовательного процесса, и для их обработки нужно согласие», — пояснила она.
Исполнительный директор «Содействия развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян назвала сбор информации о соцсетях и загранпаспортах «покушением на персональное пространство ученика». Если школа собирает подобную информацию, то она может ее хранить только при условии соблюдения законодательства о персональных данных, объяснять, зачем она ее собирает, и не может хранить ее неоправданно долго, добавил юрист Роман Янковский.