St
278 знаков за сотни миллионов рублей
18+
«Шторм» выяснил, сколько стоит СМС-призыв граждан на выборы undefined

278 знаков за сотни миллионов рублей

«Шторм» выяснил, сколько стоит СМС-призыв граждан на выборы

В конце февраля ЦИК начал решать главную политическую задачу на предстоящих выборах — повышение явки — при помощи массовой рассылки СМС. Миллионы абонентов по всей стране получили сообщения с информацией о возможности самостоятельно выбрать участок для голосования. Сколько пришлось заплатить ЦИК за этот призыв, в комиссии не сообщили. «Шторм» выяснил, о каких цифрах может идти речь.


«18 марта — выборы Президента Российской Федерации. Вы можете выбрать участок заранее, в том числе по месту регистрации. Для этого до 12 марта нужно подать заявление на https://www.gosuslugi.ru/vybory2018, в ближайшем МФЦ или на любом избирательном участке. ЦИК РФ. 88007072018», — такое сообщение получили потенциальные избиратели. Одни — в конце февраля, другие — в начале марта.




Молчание — золото


Идею СМС-оповещений на выборах Элла Памфилова, по собственному признанию, позаимствовала у МЧС, которое информирует граждан о возможных природных катаклизмах (на самом деле ЦИК уже оповещал жителей подобным образом, как минимум, однажды — на выборах в Госдуму в 2007-м).


Озвучила это предложение глава ЦИК в августе 2017 года, а опробовали его на практике уже в сентябре — в единый день голосования. Тогда 2,5 миллиона москвичей получили уведомления о предстоящих выборах муниципальных депутатов. Правда, избирателей в столице — 11 миллионов. Но «недоинформирование» в Мосизбиркоме списали на сложности с телефонными номерами, которые могли быть оформлены на детей и других родственников.


В комиссии пообещали разобраться с причинами, а ЦИК во время организации рассылок на президентских выборах должен был учесть ошибки коллег (в отделе «Общество» редакции «Шторма» сообщения от ЦИК получили 60% сотрудников).


На избирательную кампанию 2018 года государство выделило из бюджета 17,7 миллиарда рублей. Часть этих денег потратили на СМС-рассылки.


«Шторм» попробовал выяснить, какую именно. Однако здесь мы столкнулись со сложностями. Никаких официальных сообщений о тратах на СМС Центризбирком не делал. В разделе об официальных закупках на сайте ЦИК России тоже не нашлось никакой информации о контрактах с операторами сотовой связи.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © Фото: © vk.com/Метропресс NEWS

На запрос «Шторма» о том, заключал ли ЦИК договоры с операторами мобильной связи об информировании граждан, и если да, то на каких условиях, в избирательной комиссии оперативно ответить не смогли.


Операторы «большой четверки» тоже отказались раскрывать детали соглашений.


«По обращению ЦИК мы делаем рассылку о предстоящих выборах президента РФ. Своим абонентам Tele2 отправляет SMS с информацией о том, как можно проголосовать, если избиратель находится не по месту регистрации», — заявила «Шторму» Ольга Галушина, пресс-секретарь Tele2.


«Мы воздержимся от комментариев по этой теме», — сказал представитель МТС Дмитрий Солодовников.


В «Билайне» и «Мегафоне» также сообщили, что не готовы комментировать тему взаимодействия с Центризбиркомом.




Плата за призыв


В 2007 году, по словам представителей ЦИК, рассылку СМС-сообщений избирателям с призывом прийти на выборы профинансировали сами операторы мобильной связи — «Билайн», Skylink и «Мегафон».


В 2018 году, как заверили «Шторм» представители индустрии, подобное невозможно.


«Вряд ли они будут работать в минус, — рассказал «Шторму» аналитик Telecom Daily Илья Шатилин. — Никто не может заставить оператора бесплатно доставлять СМС-сообщения. Здесь, наоборот, вероятно завышение цен, потому что это госконтракты, а значит, услуга может поставляться по цене «чуть выше рыночной», мягко говоря».

Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей
Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей

С ним согласна Галина Маевская, исполнительный директор SMS Aero.


«По себестоимости операторы работать не будут — они, наоборот, зарабатывают много в этот период», — считает Маевская.


О том, сколько на рынке мобильной связи стоит одно сообщение из массовой рассылки, можно узнать на сайте государственных закупок. Хотя большинство заказчиков предпочитает секретить информацию о стоимости единицы СМС, открывая только общую стоимость контракта, некоторые работают открыто.


Например, ПАО «Ростелеком».


В компании были готовы платить за одно СМС от 0,63 до 0,7 рублей (дороже всего — «Билайн», дешевле — МТС и Tele2).


Коллекторы из «АктивБК» (дочерняя компания Сбербанка) согласны были отдать чуть больше: от 0,75 до 0,83 рубля за СМС всех операторов.


Однако и в том, и в другом случае контракт подписывался не с самими сотовыми операторами, а с одной из многочисленных компаний-посредников, которые занимаются массовыми рассылками сообщений. Соглашение, заключенное напрямую, может оказаться менее выгодным.


Оба собеседника «Шторма» — и Галина Маевская, и Илья Шатилин — назвали одинаковую примерную себестоимость одного СМС: 1,5 рубля. Впрочем, ни о каком едином тарифе речи идти не может: каждый оператор самостоятельно определяет цену.



Сколько заплатил ЦИК


Этих данных достаточно, для того чтобы рассчитать примерные затраты ЦИК на рассылку сообщений.


СМС, которое получили избиратели от ЦИК, состоит из 278 кириллических символов. Значит, что на самом деле это четыре сообщения (каждое состоит максимум из 70 символов), слитые в одно.

Скриншот © Daily Storm
Скриншот © Daily Storm

По данным компании AC&M (на второй квартал 2017 года), в России используется 254,3 миллиона сим-карт.


В случае если ЦИК заплатил за полную рассылку по всем абонентам, затраты комиссии составили либо 700 миллионов рублей (из расчета расценок компаний-посредников), либо 1,5 миллиарда рублей (если рассчитывать сумму из озвученной экспертами себестоимости 1,5 рубля за сообщение). К каждой этих сумм могла добавиться «премия рынка госзакупок».


Нижнюю границу мы провели, взяв за основу московские выборы 2017 года, на которых проинформировали 23% избирателей (в России 111 миллионов избирателей, 23% — это 25,5 миллиона абонентов, которым должны прийти СМС).


В таком случае цена рассылки от ЦИК либо 71,4 миллиона рублей, либо 153 миллиона рублей. Условия те же, что и в первом варианте.


Однако избирательная комиссия — не единственный заказчик предвыборных СМС-рассылок. Политические партии тоже применяют этот инструмент.

Фото: © vk.com/Метропресс NEWS

«Они могут использовать посредников и агрегаторов, однако, как правило, тендеры выигрывают операторы «большой тройки», — рассказала «Шторму» Галина Маевская. — Но существует достаточно много ограничений для рассылок на политические темы: от партий требуется предоставить письменное согласие абонента на получение им рассылки. Даже если это просто СМС с призывом идти на выборы, без какой-либо агитации. На всех выборах последних лет мы делаем подобные рассылки: политические партии — такие же клиенты, как и все, только с большими ограничениями».


Для ЦИК же рассылки СМС-сообщений — это лишь часть довольно закрытой (с точки зрения определения стоимости контрактов) кампании по привлечению россиян на выборы.


Так, призыв проголосовать 18 марта можно увидеть на банкоматах ВТБ, на сайте Сбербанка и на Госуслугах. И это вполне ожидаемо. Однако посетить участки призывают еще чеки в магазинах «Магнит» и на заправках ЛУКОЙЛ, в ресторанах Burger King и кинотеатрах сети «5 звезд».


По этим контрактам ЦИК пока не предоставил отчетности, ограничившись одной лишь цифрой — 770 миллионов рублей на информирование избирателей.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...