St
Африканские охотники за геями, хозяева отелей на Карибах и польские оружейники – кого в США зачисляют в иноагенты
«Шторм» выяснил, компании из каких стран чаще всего оказываются в списках иностранных агентов в США (спойлер: Япония, Мексика и Катар) undefined

Африканские охотники за геями, хозяева отелей на Карибах и польские оружейники – кого в США зачисляют в иноагенты

«Шторм» выяснил, компании из каких стран чаще всего оказываются в списках иностранных агентов в США (спойлер: Япония, Мексика и Катар)

Фото: © flickr/fritzmb

В пятницу, 12 января, депутаты Госдумы большинством голосов приняли в первом чтении законопроект, который позволит признавать иностранными агентами не только СМИ, но физических лиц — блогеров. Мы решили выяснить, есть ли подобные документы в США (да), активно ли они применяются (да, но в отношении юридических лиц чаще) и можно ли их назвать антироссийскими (нет).


От пропаганды Гитлера до «покупки» сенаторов


Закон об иностранных агентах в США называется FARA. Он действует с 1938 года. Закон был принят для борьбы с немецким политическим и экономическим лобби, а также с гитлеровской пропагандой.


Но и после Второй мировой список иноагентов не утратил своей актуальности и продолжает регулярно пополняться. Мы изучили, кого американцы внесли в него в последнее время — одновременно с партнерами Russia Today и радио Sputnik.


За последние три месяца в список попали 52 американские компании, работающие на 67 юридических и физических лиц из 45 стран.


Список устроен следующим образом. В нем — две основные графы. В первую записывают иностранного агента — американскую компанию, которая заключила соглашение с клиентом из другого государства (правительством, посольством, мэрией или компанией с госучастием). Его и вносят во вторую графу. 


Разумеется, речь идет не обо всех контрактах, а о тех, с помощью которых чужаки пытаются повлиять на политическую жизнь или на общественное мнение в США.


По сути, американский закон об иностранных агентах (в отличие от его российской версии, завязанной на СМИ) регулирует участие третьих стран в политическом лоббировании. В США этот процесс абсолютно легален и довольно популярен. Только официально на продвижение своих интересов в конгрессе и сенате американские компании тратят порядка миллиарда долларов.


Поэтому список FARA — это не реестр врагов американского народа, а перечень покупателей-просителей. Тех, кто готов платить сейчас, чтобы впоследствии заработать на сотрудничестве с США.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

Особенности американских иностранных агентов


Осенью и зимой 2017 года активнее всего в иностранные агенты США записывались компании, продвигающие туристические услуги.


16 иностранных клиентов (это и государства, и заморские территории, и даже одна международная организация) заключили соглашения с целью прорекламировать свои просторы среди рядовых американских граждан и политиков. Есть и пляжные курорты Карибского моря: Багамы, Бермуды, Сен-Мартен, и дальние туристические направления: Япония, Израиль, Иордания, Турция, Тайвань, Аргентина и Швейцария. Даже ближайшие соседи – Мексика и Канада — наняли себе «туристических» иностранных агентов. 


Чуть менее популярен «общий лоббизм» — продвижение интересов той или иной страны без указания конкретной сферы. Подобные контракты с агентами из США заключили 11 стран: Япония (она наравне с Мексикой и Катаром — самый активный покупатель лоббистских услуг в США), Демократическая Республика Конго, Исландия, Индия, Ирак, Косово (как и албанцы незадолго до них, косовары приняли решение продвигать свои интересы с помощью компании, близкой к Дональду Трампу), Малави, Маршалловы Острова, Мексика, Сомали и Саудовская Аравия.


У списка FARA есть и любопытные географические особенности.


Например, представители Восточной Европы — Чехия и Польша — продвигают с помощью иностранных агентов свою оружейную промышленность (концерны Czechoslovak Group и Grupa Zbrojeniowa). Еще одного иноагента наняла монструозная структура под названием «Польский национальный фонд». Ее учредили два десятка крупных компаний — от энергетических и металлургических до организующей лотереи — в целях улучшения имиджа страны за рубежом. В самой Польше фонд подвергается критике, так как он слишком тесно связан с нынешними властями и их интересами.


А вот представители Африки платят за лоббирование интересов конкретных политиков. При этом имидж последних не имеет большого значения, главное — чтобы были деньги на иностранного агента.


От Либерии в списке можно найти действующего вице-президента Джозефа Бакая, который не был замешан ни в одном коррупционном скандале и считается чуть ли не самым чистым политиком Черного континента. От Кении — советника бывшего премьер-министра страны Раилы Амоло Одинги, призывавшего казнить всех гомосексуалистов. В Джибути нанимает себе иностранных агентов местный Навальный Дахер Ахмед Фарах, в Камеруне — адвокат и банкир Акере Муна.


Азиатские иностранные агенты занимаются прежде всего продвижением бизнес-интересов: Китай нанял лоббистов, которые должны помочь завоевать позиции на рынке древесины, Япония заинтересована в металлургии, Южная Корея — в развитии торговли в целом (от Сеула заказчиком выступила ассоциация KITA).

Фото: © GLOBAL LOOK press/Jaap Arriens
Фото: © GLOBAL LOOK press/Jaap Arriens

Медиа и PR


Медиасфера осталась полностью за Россией: осенью в список попали три американские компании: две — за связи с Russia Today, одна — за работу с радио Sputnik агентства «Россия Сегодня».


Ближе всего по роду деятельности к нам — катарские и турецкие заказчики.


Первые наняли иностранного агента — компанию Portland PR Inc. (причем не напрямую, а через британское представительство, но остаться незамеченными американскими юристами не смогли), которая должна будет ежедневно отслеживать все упоминания о Катаре в СМИ, вести PR-кампанию по продвижению страны и искать выходы на журналистов, готовых писать о ней.


У Турции заказ чуть более своеобразный. Клиентом выступила промышленная группа, но заплатила они не за бизнес-лоббирование, а за PR: условно говоря, «покупайте турецкое».


Нельзя не упомянуть еще одного партнера Турции. Иностранный агент King & Spalding должен заняться юридической практикой в США, иными словами — охотой на Фетхуллаха Гюлена.


Для всех этих американских компаний и их иностранных нанимателей попадание в список FARA — отнюдь не приговор. Для подавляющего большинства это необременительная и безвредная процедура.


По закону американские иностранные агенты (не клиенты) обязаны ежегодно отчитываться о своей деятельности и финансировании (вот как выглядит отчет японской ТВ-компании, работающей в США), а также размещать на своих сайтах информацию о том, что они действуют в интересах иностранного государства.


Для СМИ неприятно именно последнее требование, но в нем есть множество лазеек. Например, газета China Daily, попавшая в FARA незадолго до Russia Today, расположила свой американский сайт на китайском домене, и никаких указаний на действия в интересах Китая там нет.


Еще проще СМИ, четко ассоциирующимся с конкретной страной и ее интересами, но не имеющим госфинансирования. Например, «Би-би-си». Им попадание в FARA не грозит по формальным признакам.


Всего же в медиачасти списка, помимо наших RT и Sputnik, только три компании — китайская China Daily, японская NHK Cosmomedia и южнокорейская KBS.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...