Для всех, кто следил за ситуацией с противостоянием Москвы и Киева в Азовском море в 2018 году, таран буксира и последующее задержание украинских судов сюрпризом не стало. Страны активно провоцировали друг друга начиная с марта этого года, и рано или поздно столкновение должно было произойти.
Первыми шаткое равновесие в Азовском море начали расшатывать украинцы, когда в конце марта 2018 года они задержали российское рыболовецкое судно «Норд». Украинские пограничники остановили сейнер в 15 морских милях от побережья, так что о заходе в территориальные воды речи не шло. Морякам предъявили обвинение в том, что они незаконно (и с точки зрения Киева — это так) заходили в порт Керчи.
У Украины были формальные основания и возможности задержать российское рыболовецкое судно, побывавшее в Крыму, но до марта 2018 года в Киеве не решались идти на подобный риск — Керченский пролив контролировала Россия, и конфликт грозил обернуться проблемами.
Если «Норд» стал относительно случайной жертвой противостояния на Азове, то украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041» подставилось само, когда зашло в российские территориальные воды (этот факт не пыталась оспорить даже украинская сторона). Действовали россияне по тому же шаблону, что украинцы — судно задержали и доставили в Крым, на капитана завели уголовное дело, моряков арестовывать не стали, но и на родину вернуться не позволили.
В октябре стороны провели обмен моряков «Норда» и «ЯМК-0041» (капитаны, проходящие по уголовным делам, в сделке не были задействованы), но на саму ситуацию на Азове эта договоренность никак не повлияла.
После задержаний гражданских судов каждая из сторон — и Россия, и Украина — продолжила разыгрывать те сильные карты, что были у них в рукаве. Главный козырь Киева — статус Крыма. Большинство мировых держав продолжает считать его оккупированным, и поэтому Украина уверена в своем праве применять санкции к тем судам, что посещают полуостров.
В ноябре 2018 года председатель Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян заявил, что власти Украины арестовали или ввели другие санкции против 15 из 940 иностранных судов (преимущественно российских), которые заходили в порты Крыма. Задерживали суда и по другим основаниям. Так, 1 ноября 2018 года Украина в порту Мариуполя арестовала сухогруз Comet, следовавший из России в Бельгию с грузом металла из ЛНР.
У России на Азове возможностей было изначально больше. Прежде всего за счет контроля Керченского пролива. По договору между РФ и Украиной 2003 года ни одна из стран не может ограничивать судоходство через пролив. Однако российские пограничники могут досматривать корабли, проходящие через ее территориальные воды, то есть все суда, которые идут через Керченский пролив.
И если до весны 2018 года подобный досмотр длился несколько часов, то после начала кризиса российские пограничники стали более дотошно исполнять свои обязанности. Проверка кораблей, идущих в Украину, могла занимать несколько суток. Подобные процедуры больно били по экономике украинских портов.
Самостоятельно выиграть противостояние в Азовском море у Украины было не много шансов, поэтому к делу решили привлечь европейскую дипломатию. В конце октября Федерика Могерини сделала проукраинское заявление о том, что Россия злоупотреблеят своими правами на досмотр, и Европа ждет прекращения «чрезмерных инспекций».
Но параллельно с обращениями в европейские институты Киев продолжал размахивать красной тряпкой перед Москвой. 23 сентября поисково-спасательное судно «Донбасс» и морской буксир «Корец» прошли через Керченский пролив в Бердянск без согласования с российской стороной. Фактически они сделали то, что не смогли 25 ноября повторить три украинских военных корабля.
Единственной «уступкой» России стало приглашение на борт одного из судов лоцмана из Керчи (еще одна обязательная процедура, помимо уведомления), который помог украинским судам преодолеть пролив. Украинские СМИ преподносили самовольный проход «Донбасса» и «Корца» через пролив, как идеологическую победу над Россией. Говорить о чем-то большем не позволял преклонный возраст судов.
Сентябрьская операция ВМС Украины представлялась по ту сторону границы беспроигрышным ходом: задержав суда, Россия дала бы Киеву немного очков в дипломатическом противостоянии, а пропустив, позволила бы говорить об отсутствии контроля за проливом.
На фоне негативных заявлений Могерини о политике России в Азовском море следовало ожидать, что Украина повторит маневр с проходом военных кораблей в Крым. По состоянию на 26 ноября известно, что Киев каким-то образом все-таки уведомлял Россию о предстоящей операции. Но как именно, не уточняется. Это мог быть тот же самый запрос на лоцмана.
Главным же отличием стало (если не считать того, что в Москве разобрали сентябрьские события и наверняка составили план ответных действий) более «наглое» поведение украинских военных моряков, которые решили не только пройти через пролив вне очереди, но и зайти в территориальные воды возле Крыма.
Из-за этого маневра Россия получила возможность отодвинуть противостояние подальше от Керченского пролива: задержание судов произошло в районе Судака, а не у Крымского моста. Гражданских судов в районе маневров не было.
По информации Киева, Россия располагает на Азове не менее чем 40 судами: артиллерийскими катерами проекта 1400 «Гриф» и проекта 1204 «Шмель», современными ракетными кораблями проекта 21631 «Буян-М», оснащенными ракетами «Калибр», десантными катерами проекта 11770 «Серна», способными взять на борт 92 человека, один танк или два бронетранспортера, десантными катерами проекта 21820 «Дюгонь», на которые можно загрузить 90 человек, два танка или четыре бронетранспортера.
Возможности украинской стороны скромнее — 20 единиц морской техники: уже упомянутые «Донбасс» и «Корец», а также сторожевые катера проекта «Гриф» и сторожевой корабль проекта «Тарантул», сторожевые катера проектов «Калкан», «Галия», УМС-600 и одно гражданское судно, конфискованное у турецких браконьеров.
На дипломатическом фронте Украине не удалось добиться ощутимых успехов.
«Мы ожидаем, что Россия восстановит свободу прохода по Керченскому проливу, и призываем всех действовать максимально сдержанно, чтобы немедленно деэскалировать ситуацию», — таким было заявление Федерики Могерини.
После задержания украинских судов держать проход через Керченский пролив закрытым смысла уже не было. И Россия открыла свободное движение кораблей.
Наиболее ощутимые последствия украинского прорыва — внутренние. В стране решается вопрос о введении военного положения. Под угрозой проведение выборов.