St
Военные конфликтуют, а гражданские торгуют: какими товарами Россия обменивается с Украиной по морю
Украинские порты активно отгружают российский уголь, руду и нефть

Военные конфликтуют, а гражданские торгуют: какими товарами Россия обменивается с Украиной по морю

Украинские порты активно отгружают российский уголь, руду и нефть

Коллаж: © Daily Storm

В Черном море произошел конфликт между Россией и Украиной. Корабли украинских ВМС, якобы не сообщив о своих намерениях, направились в Керченский пролив. Там российские пограничники открыли по ним огонь и протаранили одно из судов. После этого Россия закрыла Керченский пролив на день. А на Украине уже ввели военное положение на два месяца. Инцидент наверняка повлечет за собой ужесточение правил движения морского транспорта. Военные суда Украины и так не были частыми гостями российских территориальных вод, заходили только на починку. Но грузовые корабли регулярно курсируют между странами. Обмен грузами по морю не прекращался за все время политического противостояния России и Украины. РФ поставляет в морские порты соседа сотни тысяч тонн угля, руды и нефти. Обратно везут подсолнечное масло.


Несмотря на политическое противостояние, начавшееся в 2014 году, Россия и Украина продолжают обмениваться товарами. Грузы между странами ходят в том числе морским транспортом. Причем поставки руды и угля не только не сокращаются, но и растут. В мае 2018 года в Госпогранслужбе Украины пожаловались на досмотр российскими силовиками судов, следующих через Керченский пролив в порты Незалежной. После этого аналогичная ситуация произошла на Украине: 10 августа танкер «Механик Погодин» с нефтью из Туркменистана заблокировали в порту Херсона. Пресс-секретарь подразделения Службы госбезопасности Украины назвала причиной задержания танкера то, что владелец суда находится в санкционном списке Киева («ВЭБ-Лизинг» попала под украинские санкции).


После этого Министерство инфраструктуры Украины попыталось успокоить торговые компании, заявив, что не планирует запрещать судам российских собственников и под российским флагом заходить в морские порты. Но, по информации Reuters, многие российские предприниматели после этого инцидента приостановили перевозки в соседнюю страну из-за страха потерять груз.


Объем российских морских грузоперевозок на Украину обвалился в 2013 году. Тогда же рухнул обмен с портами Прибалтики (с 85 до 46 миллионов тонн). Россия переориентировалась на отечественные порты. Но полностью обмен товаром с ближними странами не прекратился.


Для украинских портов отток российских грузов оказался ударом. Они несколько лет демонстрировали падение объемов, лишившись денег от транзита грузов на Запад. В основном Россия отправляла на это направление грузы с железной рудой и другими металлами. Впрочем, порты стран Балтии и Украины оставались крупными потребителями российских минеральных удобрений и руды. Из украинских портов российские суда вывозят подсолнечное масло.


undefined
Скриншот: © Daily Storm

В 2017 году ситуация с торговлей России в украинских портах стала налаживаться. Страна приняла в два раза больше тонн российских грузов (9,7 миллиона тонн), чем годом ранее. Это данные Минтранса России. Рост поставок обеспечили в первую очередь уголь и руда. Украинцам потребовалось в 3,3 раза больше угля, чем год назад (7,2 миллиона тонн и 1,27 миллиона тонн руды). Россия в прошлом году стала основным поставщиком угля на Украину. В январе–сентябре российские поставки закрыли больше половины потребности украинцев в угле, экспортировав его на сумму более миллиарда долларов. Притом что Украина запретила поставлять уголь одному из крупных российских экспортеров — «Южтранс», (входит в «Южную угольную компанию»). Санкции объяснили риском вреда национальной экономической безопасности страны. Впрочем, вскоре ограничения сняли.


Такой интерес сопредельного государства к российскому углю объясняется тем, что страна потеряла доступ к своим крупнейшим шахтам, которые расположены в Донбассе. Именно там добывают необходимый стране антрацит. Киев также импортирует этот вид топлива из ЮАР и США.


В первом полугодии 2018-го картина с поставками российских грузов на Украину оказалась неоднозначной. Россия направила 3,06 миллиона тонн грузов. Увеличились перевозки угля (на 9,9%), руды (в 1,6 раза). Однако минеральные удобрения и нефть в этом году оказались для украинских портов менее актуальными товарами. По данным инфраструктурной компании InfraONE, после запуска угольно-рудного терминала в Тамани Россия и вовсе перестанет направлять уголь в Киев. Он уйдет в Краснодарский край.