St
Более тысячи аварий за полгода: как питбайки стали детской русской рулеткой
18+
Пока депутаты спорят, родители несут цветы на могилы — питбайки убивают быстрее, чем появляются новые законы Коллаж: Daily Storm

Более тысячи аварий за полгода: как питбайки стали детской русской рулеткой

Пока депутаты спорят, родители несут цветы на могилы — питбайки убивают быстрее, чем появляются новые законы

Коллаж: Daily Storm

Число аварий с подростками на мототранспорте в России достигло критических показателей. Всего за шесть месяцев 2025 года количество таких ДТП выросло на 13%, достигнув 1197 случаев. За этими цифрами — не сухая статистика, а 31 погибший и 1183 раненых ребенка.


Особую тревогу вызывает рост происшествий с питбайками. За тот же период зарегистрировано 288 ДТП с участием детей-водителей. 10 несовершеннолетних погибли, 235 получили ранения, еще 25 человек — пассажиры и другие участники движения — оказались среди пострадавших. Эти данные приводит Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ.


Питбайки, созданные когда-то как спортивный инвентарь для гоночных трасс, в России превратились в смертельно опасные «игрушки». Их популярность среди подростков объясняется просто: права не нужны, мощность приличная, а сесть за руль может даже шестилетний ребенок. Формально выезд на дороги общего пользования запрещен, но на деле этот запрет игнорируется повсеместно.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

У нее теперь интеллект ребенка: история Даши


В 2022 году в подмосковных Вербилках произошла трагедия. 18-летняя Даша упала с питбайка, который купила сама — вопреки воле родителей.


«Дашина подруга купила питбайк, и она тоже захотела. Прямо плакала стояла. Я ей говорю: «Ты большая девочка, зачем тебе мотоцикл, которым ты не умеешь пользоваться?» Но она у нас ответственная, серьезная. Все были в шоке, когда узнали, что Даша разбилась. Это была не ее вина — питбайк подрезал парень из их компании. Она обернулась, потеряла равновесие и перелетела через руль», — вспоминает мама девушки, Ирина.


Друзья растерялись: скорую вызвали только через час. Врачи ввели Дашу в искусственную кому прямо в машине — это спасло ей жизнь. Сама девушка не помнит того дня: память стерта ударом об асфальт. Она ехала без экипировки — хотя шлем и защита лежали дома.


Год Даша провела в вегетативном состоянии, не узнавая родителей. Сознание возвращалось медленно: почти два года ее интеллект оставался на уровне годовалого ребенка. Она не могла есть, говорить, дышать самостоятельно. Сначала ее навещали друзья, но когда Даша начала приходить в себя — исчезли все, даже подруга, которая и подтолкнула ее к покупке питбайка.


Сегодня, спустя три года, девушка восстановилась примерно на 80%, но последствия тяжелой травмы остались. В свои 22 года Даша мыслит, как подросток: ее интеллект соответствует 15 годам, пострадали память и речь.


«Из десяти рубильников включились девять», — говорит мама.


Теперь Даша сама ходит в магазин, готовит, принимает душ. Она даже поступила на юридический факультет — учится на пятерки, хоть и осваивает материал медленно.


«Еще год назад это был пятилетний ребенок, который ходил за мной хвостиком», — вспоминает Ирина.


Питбайк, с которого Даша упала, родители отправили на СВО. Пока он стоял в гараже, девушка не могла на него смотреть без слез:


«Я жалею, что все так получилось», — говорила она.


Ирина, воспитывающая еще трех приемных детей, теперь категорически против любого транспорта в доме — никаких питбайков, электросамокатов и даже велосипедов.

Фото: Global Look Press / Christoph Reichwein
Фото: Global Look Press / Christoph Reichwein

Без ПИТа и жизнь не та?


В соцсетях сотни сообществ, где подростки с восторгом делятся видео своих «покатушек». На роликах — юные парни и девушки, летящие по городским улицам без шлема, исполняющие трюки и дрифты. Ни страха, ни правил — только шум мотора и ощущение вседозволенности.


В России стремительно набирает популярность движение Kill Street (убийца улиц, англ.): агрессивный, рискованный стиль езды на мотоциклах — от питбайков и кроссовых байков до фристайла и стантрайдинга. Для многих подростков это не просто адреналин — это способ заявить о себе.


Почему их так тянет к опасности, к жизни «на грани»?


Детский психолог Надежда Резанова объясняет: в подростковом возрасте особенно важно чувствовать принадлежность к группе. Родители теряют авторитет, а решающим становится мнение сверстников.


«Когда у них появляется общий интерес, они объединяются — и так удовлетворяют внутренние потребности. Это способ искать себя, свое место, свою свободу. Иногда — любым способом, даже рискованным», — говорит специалист.


Резанова считает, что уличный экстрим — лишь форма, за которой стоит конкретная эмоция или дефицит.


«Нужно понять, какую потребность ребенок закрывает гонками. Это может быть общение, ощущение свободы, возможность проявить себя. Поняв это, можно подобрать более безопасную альтернативу», — поясняет психолог. Главное, по ее словам, — говорить с подростком не в режиме обвинений, а через собственные чувства:


«Не «ты рискуешь», а я боюсь, когда ты садишься за руль, я переживаю, что с тобой что-то случится. Это правильный акцент», — добавляет Резанова.


Но, как показывает практика, далеко не все родители осознают, насколько опасен питбайк, покупая его своим детям «для развлечения».

На истошный крик мальчика сбежался весь двор: история девятилетнего Артема


Июнь 2025 года, подмосковный город Хотьково. Девятилетний Артем шел с мамой рядом с домом, когда в него на полной скорости врезался 15-летний подросток на питбайке. Это был его первый выезд — парень не умел ни тормозить, ни управлять.


Видео страшного столкновения позже опубликовал телеканал НТВ.


«Когда мы ехали в скорой, мой сын начал буквально затухать на глазах. Мы с врачом не давали ему уснуть — спрашивали простые вещи. На середине пути он не смог ответить даже, как зовут его сестру. Потом перестал реагировать вообще, закатил глаза. Пришлось прямо на ходу вводить его в искусственную кому и подключать к ИВЛ», — вспоминает мама мальчика, Любовь.


Врачи диагностировали у Артема закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, перелом лобной кости, множественные переломы правой орбиты и носа со смещением, а также десятки ссадин и ушибов. Он провел в больнице 10 дней — пять в реанимации в состоянии искусственной комы и еще пять в нейрохирургии.


«Каждый день и каждую ночь я боялась, что потеряю его навсегда. Сейчас он со шрамами, под постоянным наблюдением врачей. После 18 лет сыну предстоит пластика носа. Но он жив — и не стал инвалидом. Для меня это уже огромное счастье», — говорит Любовь.


Сегодня Артем учится на дому. Он страдает одышкой, у него низкое давление, тахикардия после нагрузок, скачки температуры, ночные кошмары, проблемы с дыханием и зрительным нервом.


«Думаю, если бы питбайки приравняли к мопедам и требовали права на управление, аварий было бы гораздо меньше. На нашем примере видно: питбайк — это транспорт, который развивает огромную скорость. А дети просто не в состоянии понять всю опасность и правильно среагировать в экстренной ситуации», — убеждена женщина.

Фото: Нейросеть
Фото: Нейросеть

Мнение экспертов: от врачей до… танатопрактиков


Последствия аварий с питбайками страшнее, чем можно представить. На высокой скорости тела подростков буквально «разматывает» по дороге. Шлем может спасти от раскалывания черепа, а может и не успеть — иногда голову отрывает вместе с ним.


Так рассказывают танатопрактики — специалисты, которые восстанавливают и гримируют тела погибших. Среди профессионалов даже есть циничное слово — «хрусты». Так водители называют байкеров, которые при столкновении издают характерный треск. Но этот звук — не просто искореживание металла, это хруст костей. Руководитель похоронного дома «Благо» и Центра ритуальных услуг «Благо Памяти» в Самаре Екатерина Костылева не раз сталкивалась с такими случаями.


«Был парень, 21 год. Родители подарили мотоцикл на день рождения. Он разбился — оторвало руку, ногу и голову. Для нас, танатопрактиков, главное — чтобы лицо можно было восстановить. Но бывает и хуже, когда головы просто нет. Тогда покойный уже не похож на себя при жизни», — рассказывает Екатерина.


Она признается: после всего увиденного никогда бы не купила своему ребенку мотоцикл. Ее коллега, танатопрактик Мария Белан, тоже вспоминает недавний случай:


«Молодой парень, весь переломанный, но голова цела — шлем спас. Были повреждения на лице, но не критичные. Немного воска, кропотливая работа — и он лежал ровно, как живой».


Страшная ирония в том, что за возможность «лежать красиво» родители платят тем, что не уберегли живого.

Иногда детей не успевают довезти до больницы


Ростислав Тюрин, травматолог-ортопед ДКЦ имени Л.М. Рошаля, говорит прямо: весной и летом, в сезон, по трое таких детей в неделю. Все — после питбайков или другой мототехники.


«Травмы тяжелые: переломы бедер, голени, множественные ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы, мягкотканные дефекты. Часто — потому что мотоцикл мощный, а у детей слабые руки. Они просто не удерживают руль и врезаются», — объясняет врач.


По словам Тюрина, подобные повреждения называются высокоэнергетическими — это удары на скорости, при которых человеческое тело не выдерживает.


«Иногда детей не успевают довезти до больницы. Кто-то погибает прямо на месте», — добавляет он.

Фото: Global Look Press / Marijan Murat
Фото: Global Look Press / Marijan Murat

Все хотят сэкономить на экипировке — родители тоже


Продавцы мототехники и экипировки подтверждают: большинство покупателей пытаются сэкономить на безопасности. Берут шлем — и считают, что этого достаточно. Или покупают защиту по частям, со временем.


Но даже минимальный набор — это не аксессуар, а вопрос жизни. Шлем, панцирь (черепаха), наколенники, мотоботы и перчатки — весь комплект, который может спасти здоровье питбайкера.


Хороший шлем стоит от пяти тысяч рублей. Все, что дешевле, от серьезных ударов не защитит. Панцирь такого же уровня — тоже около пяти тысяч. Дешевые версии годятся лишь для фото, но не для падения. Наколенники, которые не рассыплются после первого удара, — от четырех тысяч. А прочные, удобные мотоботы обойдутся в 12–13 тысяч рублей.


Есть родители, которые покупают полный комплект сразу. Но таких, по словам продавцов, единицы. Остальные предпочитают риск — ради экономии.

Решать проблему в России не спешат


Главная беда — в правовом вакууме. Питбайк до сих пор находится «между мирами»: формально — спортивный инвентарь, не требующий регистрации. Но по сути — полноценный мотоцикл, который выезжает на дороги общего пользования.


За езду без прав штраф сейчас составляет 5–15 тысяч рублей, за управление незарегистрированным питбайком — всего 500–800 рублей.


Минюст в проекте нового КоАП предлагает ужесточить наказание — ввести штраф до 30 тысяч рублей за выезд на дороги. Но поможет ли это? Ведь штраф все равно оплатят родители — за несовершеннолетних.


В Белоруссии, например, подростка, нарушившего правила, ставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних и проводят с ним профилактическую работу. В России же пока все ограничивается протоколом.


Тему поднимали в Госдуме неоднократно. Депутат Иван Сухарев предлагал увеличить штрафы или даже ввести уголовную ответственность за нарушения. Обращение он направил в МВД, но ответа пока нет. Парламентарий Артем Метелев предложил сделать доступной продажу питбайков только после прохождения спортивных курсов и регистрации техники в ГИБДД. Глава комитета по транспорту Евгений Москвичев еще летом 2025 года обещал законопроект к осенней сессии. Сессия началась — документа нет.


Даже лидер эсеров Сергей Миронов предложил радикальный вариант — конфисковывать питбайки и запретить управление без прав. Пока депутаты обсуждают формулировки, дети продолжают погибать.


В других странах правила жестче и яснее. В США возрастные ограничения различаются по штатам: в одних — за руль можно садиться только с 16 лет, в Нью-Йорке и Техасе дети от 10 до 15 лет могут ездить исключительно под присмотром взрослых, а в некоторых регионах до 18 лет питбайки запрещены вовсе.


В Германии подростки от шести до 16 лет могут управлять питбайком лишь при наличии детской водительской лицензии (Führerschein) и только на мототрассах, а не на дорогах.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...