St
Что будет с рыбой и экологией после крушения в Керченском проливе?
18+
Сейчас морские обитатели мигрировали, говорят рыбаки. Но последствия разлива мазута могут затянуться на несколько лет Коллаж: Daily Storm

Что будет с рыбой и экологией после крушения в Керченском проливе?

Сейчас морские обитатели мигрировали, говорят рыбаки. Но последствия разлива мазута могут затянуться на несколько лет

Коллаж: Daily Storm

Массовой гибели рыбы в Керченском проливе в ближайшее время удастся избежать, поскольку она мигрировала в теплые края. Так говорят местные рыбаки. Но экологи опасаются, что мазут уже мог проникнуть в глубину моря. Последствия разлива могут затянуться на несколько лет и уже следующим летом навредить подводным обитателям, а, значит, и людям. Если нефтепродукты не были собраны в первые часы после разлива их может разнести на сотни или тысячи квадратных километров.


В Керченском проливе 15 декабря потерпели крушение два грузовых танкера: «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Пролив расположен между Керченским и Таманским полуостровами, он соединяет Азовское море с Черным. По предварительной информации, из-за крушения в море вылилось около трех тысяч тонн мазута из 8,6 тысячи тонн, которые перевозили танкеры.


По поручению Владимира Путина премьер России Михаил Мишустин создал рабочую группу для координации ликвидации последствий ЧП. 16 декабря в правительстве рассказали, что экипаж севшего на мель танкера «Волгонефть 239» из 14 человек эвакуировали. Специалисты завершают подготовку к уборке вылившегося мазута, сообщалось в 11:00 мск.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: Global Look Press /  Сергей Фомин
Фото: Global Look Press / Сергей Фомин

Для оценки экологических последствий на место аварии приехали министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов и глава Росприроднадзора Светлана Радионова.


Что думают местные рыбаки?


Местные рыбаки в беседе с Daily Storm предположили, что массовой гибели рыбы в Керченском проливе, возможно, удастся избежать.


«Сейчас зима, вся рыба ушла в теплые воды. Ее нет здесь. Когда температура воды опускается где-то ниже 15 градусов, рыба уплывает. В лучшем случае остается бычок, но там, где произошла катастрофа, и он не живет», — сказал мужчина из Темрюкского района. 


«Рыбу сейчас не отравишь, потому что ее нет. Вот если бы это произошло где-нибудь так вот в августе-сентябре, тогда да, беда. Много бы рыбы погибло. А сейчас даже птичек там нет, они все улетели в спокойные воды», — добавляет рыбак.

Фото: Global Look Press /  Сергей Петров
Фото: Global Look Press / Сергей Петров

Местный житель надеется, что никакого урона для экологии не будет, и вспоминает, что при прошлых ЧП разлив нефтепродуктов устраняли быстро. Он рассчитывает, что через неделю море успокоится и последствия катастрофы ликвидируют.


«Нефть уже научились быстро собирать. Это же не первая и не последняя катастрофа! Недавно украинцы атаковали порт Кавказ (август 2024 года). Было опрокинуто несколько судов в воду, разлились нефтепродукты. Все собрали за неделю!» — вспоминает он. 


Рыбак говорит, что в море продолжает бушевать шторм. Поэтому пока на воде не видно нефтяных пятен. Также люди не заметили следов мазута на берегу.


«Ветер дует вдоль берега, примерно в сторону Анапы. Мазута на суше нет. Там сейчас ничего не увидишь. Будут там локализовать вот это пятно только тогда, когда море более-менее успокоится. Сейчас ты ничего не сделаешь, пока ветер не стихнет», — считает он.

Старые танкеры, сильный шторм


Координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк отметил, что один из попавших в аварию танкеров был построен в 1960-е, а другой — в 1970-е годы.


«Они достаточно старые — им более полувека. Тем более они пережили период упадка в начале 1990-х, когда флот обслуживался не лучшим образом. То есть то, что они могли не выдержать шторм, неудивительно», — поясняет эксперт.


Он добавляет, что зимой на Черном море бывают очень сильные штормы.


«Если вы помните, зимний шторм разнес часть береговой защиты олимпийских объектов, которая строилась в Сочи к Олимпиаде 2014 года. Волны только так раскидали огромные камни!» — напомнил эколог.

Фото: Global Look Press /  MIT Russia
Фото: Global Look Press / MIT Russia

Ликвидация разлива мазута


Устранять последствия разлива мазута необходимо в первые часы после аварии. Спустя сутки собрать весь разлив не получится, его часть будет разноситься по морю, говорит эксперт.


«Если разлив не будет собран в первые часы, то его разнесет на сотни или тысячи квадратных километров», — предупреждает он.


Шкрадюк объяснил, как должна проходить ликвидация разлива. Сначала место окружают бонами — плавучими заграждениями для нефтепродуктов. Затем суда собирают мазут специальным скребком и отделяют нефтепродукты от воды. Либо может использоваться сорбент, который поглощает нефть.


«Сейчас это не было сделано по двум причинам. Первая — сначала занялись спасением экипажей танкеров, а затем всем остальным. Вторая — в каждом порту есть план аварийной ликвидации разлива нефти. Но в порту Тамань, например, план рассчитан на устранение разлива в несколько десятков тонн нефтепродуктов, но не в тысячи тонн», — объяснил Игорь Шкрадюк.


Эксперт допускает, что бонов и кораблей в ближайших портах может быть недостаточно для такого массового разлива. А из-за своей плотности мазут уже может оказаться в воде на глубине.


«Мазут тяжелее нефти. Его плотность близка к плотности воды. И под действием волн пленка на поверхности будет разбиваться на капли, которые будут уже в толще воды. То есть поверхностное ограждение не предотвратит уплывания мазута, который уже в воде на глубине», — говорит он.


Возможный вред для экологии в ближайшие несколько лет


Мазут может навредить рыбе, птицам, а также всем, кто питается отравленной рыбой.


«Мы имеем дело уже не с пятном на поверхности, а с взвесью мазута в толще воды, которую течение куда-то несет. Летом, скорее всего, микроорганизмы съедят этот мазут, это может происходить ближайшие несколько лет», — опасается Шкрадюк.

Фото: Global Look Press /  Zou Zheng
Фото: Global Look Press / Zou Zheng

Рыбам, которые получают кислород, пропуская через жабры много воды, теперь придется пропускать смесь воды с мазутом. Из-за этого продукт переработки нефти будет оседать на жабрах, в результате чего рыбы могут либо задохнуться, не получая кислород, либо получить отравление.


Дельфинам, которые едят рыбу, будет поступать мазут в желудок, что плохо скажется на их пищеварении. Могут пострадать и люди, которые питаются отравленной рыбой.


«Если есть рыбу…Обычно люди жабры не едят и удаляют. Насколько нефтепродукты проникнут в мясо рыб, и, соответственно, в человека, я точно не скажу», — говорит эколог. Он отмечает, что такие расчеты могут провести ихтиологи.


«Часть мазута со временем осядет на дно и там может отравить бентос (организмы, обитающие на дне. — Примеч. Daily Storm). От мазута будут страдать мальки. Зимой, понятно, мальков нет. До весны значительная часть мазута будет дрейфовать в толще воды, и когда рыбы начнут нереститься, то прилипшая к икринке или мальку капелька мазута роковым образом повлияет на их развитие», — объясняет Шкрадюк.


Кроме того, мазут может выбрасываться на берега Черного моря или Азовские пляжи.


Также из-за разлива могут пострадать птицы. Мазут налипает на перья морских птиц, из-за чего перья слипаются и теряют теплоизолирующие свойства. А от переохлаждения пернатые могут погибнуть.


Шкрадюк напоминает, что в Керченском проливе находится ключевая орнитологическая территория, на которой бывают больше 200 видов птиц. В декабре их не так много, но они могут пострадать от налипшего на перья мазута весной.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...