St
Где легче жить иноверцу в России? «Шторм» сравнил отношение мусульман и православных к меньшинствам в «своих» регионах
На Кавказе православных храмов меньше, чем мечетей на Урале, но к иноверцам в СКФО относятся терпимее

Где легче жить иноверцу в России? «Шторм» сравнил отношение мусульман и православных к меньшинствам в «своих» регионах

На Кавказе православных храмов меньше, чем мечетей на Урале, но к иноверцам в СКФО относятся терпимее

По информации «Шторма», в регионах России, где преобладает православное население, есть негласный запрет на строительство мечетей. Исламским религиозным лидерам очень тяжело согласовать строительство очередной мечети, в ряде регионов это невозможно. В спецпроекте «Шторма» мы подсчитали количество церквей и мечетей в двух регионах России. Для сравнения были выбраны федеральные округа, которые находятся на достаточном удалении друг от друга и имеют приблизительно одинаковое количество жителей: Северо-Кавказский и Уральский округа. В результате издание выяснило, что на Кавказе православных храмов меньше, чем мечетей на Урале. Однако в СКФО к иноверцам относятся немного терпимее.


Согласно переписи населения, численность населения Северного Кавказа на 1 января 2015 года составляет 9,66 миллиона человек. По южной стороне этого федерального округа проходит граница с Грузией — там преобладает христианское население, и Азербайджаном — там больше мусульман. На севере — в Ставропольском крае — живут в основном русские, которые исповедуют православие.


На Урале население немного больше, чем на Северном Кавказе. Здесь, по данным на 2010 год, проживало порядка 12 миллионов человек. К южной границе округа примыкает Казахстан. Его граждане в основном исповедуют ислам, и это оказало влияние и на сопредельные области в России.



Православные приходы — Кавказ


На Северном Кавказе располагается шесть республик: Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, а также один субъект, не имеющий подобного статуса, — Ставропольский край. Во всех семи субъектах действует около 375 православных приходов. Однако эта цифра сформирована во многом за счет Ставропольского края, где находится около 273 приходов. В остальных регионах храмов на порядок меньше:


Северная Осетия — 40 приходов;

Карачаево-Черкесия — 27 приходов;

Республика Дагестан — 18 приходов;

Кабардино-Балкария — 8 приходов;

Чеченская Республика — 7 приходов;

Республика Ингушетия — 2 прихода.


Мечети на Кавказе


По мечетям структура распространения другая. Больше всего молитвенных домов находится в Республике Дагестан. В этом регионе, согласно данным СПАРК, зарегистрировано порядка 738 мечетей. Весной 2011 года Султан Мирзоев, занимавший пост муфтия Чечни, называл еще большую цифру: он говорил о трех тысячах мечетях, работающих в Дагестане. В Чечне, по его словам, на тот момент было восстановлено 300 и построено 400 молитвенных домов, а в Ингушетии — 200 (Google maps показывает всего 123). Согласно данным Google maps, в Кабардино-Балкарии их 69, в Карачаево-Черкесии — 95, в Северной Осетии — 21. По системе СПАРК-Интерфакс, в Карачаево-Черкесии 9 мечетей, по остальным республикам данных нет.


На Северном Кавказе меньше всего мечетей в Ставропольском крае — там, по подсчетам «Шторма», 17 храмов (по Google maps). В общей сложности на Северном Кавказе от 1840 до 4100 мечетей.


Северная Осетия — 21;

Карачаево-Черкесия — 95;

Республика Дагестан — от 738 до 3000;

Кабардино-Балкария — 69;

Чеченская Республика — более 700;

Республика Ингушетия — около 200;

Ставропольский край — 17.


Всего: 1840-4100 мечетей.


undefined
Республика Дагестан, Северо-Кавказский регион России. На снимке: мечеть Джума в столице Махачкалы Фото: © GLOBAL LOOK press

Согласно Атласу религий и национальностей России (составлен на основе опросов ФОМ и исследовательской службы «Среда»), в 2012 году в Дагестане проживало порядка 2,4% православных (или 72 тысячи человек), в Северной Осетии — 49,2% (350 тысяч человек), в Кабардино-Балкарии 15,9% (136 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии — 13,6% (около 65 тысяч человек). По Чеченской Республике и Ингушетии данных нет. 


Отношение: В 90-е годы на Кавказе неоднократно оскверняли православные церкви. Наибольшую известность получили события в станице Ассиновской, где летом 1992-го в Никольском храме произошел погром: около 30 боевиков с автоматами разгромили церковь, а настоятеля жестоко избили.


Сейчас подобные случаи редкость. На нападения на храмы решаются только недобитые последователи радикальных ветвей ислама, связанные с иностранными террористическими группировками.


Так, весной 2018 года в Чечне была совершена атака на храм Архангела Михаила в Грозном. Нападавшие — 18-летние чеченцы Амир Юнусов, его брат Али, Микаил Элисултанов и ингуш Ахмед Цечоев. Молодые люди пробрались на территорию храма, убили двух полицейских и одного прихожанина. Однако вовремя подоспевшие сотрудники правоохранительных органов ликвидировали боевиков.


Местные священники говорят, что подобные случаи в кавказских республиках — редкость, а акты вандализма и вовсе сведены на нет.


В диалоге со «Штормом» священнослужители рассказали, что, несмотря на стереотипы, Кавказ в последнее время начинает обретать светский облик. Конфликты на религиозной или национальной почве среди жителей региона не происходят. Более того, Кавказ стараются сделать более привлекательным для русских: возводят новые храмы, улучшают условия жизни. Однако память о девяностых пока берет свое — люди опасаются перебираться в этот регион.


По словам Алексея Малашенко, исламоведа Московского центра Карнеги, такая ситуация сложилась на Кавказе из-за того, что русским тяжело адаптироваться к инокультурной среде: «На Северном Кавказе практически нет русского населения, поэтому работают храмы скорее как памятники. По Дагестану знаю, что там мусульмане ухаживают за церквями. Самое большое количество церквей находится в Северной Осетии. В Ставропольском крае другой этнический состав — там подавляющее большинство русских. Конечно, в некоторые республики пытались завлечь русских, но они там не приживаются. Хотя в принципе в регионе нет русофобии и межконфессиональных конфликтов, но ситуация такова, что православным адаптироваться в инокультурной среде очень тяжело».


Бывший член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России протоиерей Всеволод Чаплин говорит, что сейчас православные храмы на Кавказе возводятся в крупных городах: «Сейчас храмы строятся в Дагестане, в Карачаево-Черкесии и других регионах — несмотря на то что русские уезжают с Северного Кавказа и из южных регионов Ставропольского края. Конечно, приходские общины стараются сделать все возможное, чтобы сплотить людей. Но у приходов нет больших финансовых средств, хотя им помогают местные власти. Речь идет о строительстве одного-двух крупных храмов в центре больших городов. А в сельской местности русских практически не осталось и, конечно, маленькие церкви в деревнях строят общины, — говорит Чаплин, но при этом отмечает: — Отношение к православным на Кавказе нормальное. Однако бывают случаи, когда русских выживают, но тут не надо забывать, что есть радикальные группы. Конечно, власть старается обеспечить безопасность. Но эти факты русскому населению не добавляют оптимизма».



Мечети на Урале


В апреле 2015 года Московский центр Карнеги выпустил доклад «Ислам на современном Урале», в котором привел данные по количеству мечетей. На тот момент в федеральном округе было от 267 до 304 мечетей:


Тюменская область — от 80 до 117 мечетей;

Челябинская область — 74;

Свердловская область — 47;

Курганская область — 31;

ХМАО — 23;

ЯНАО — 12.


Всего: 267-304 мечети.



По данным Атласа исламского сообщества России, составленного профессором МГЛУ Романом Силантьевым, в 2009 году в Челябинской области проживало порядка 425 тысяч мусульман, в Свердловской области — 236 тысяч, Ханты-Мансийский автономный округ занимал третью строчку по количеству мусульман —216 тысяч человек, предпоследнее место у Курганской области — около 55 тысяч. По Ямало-Ненецкому АО точных данных о количестве человек нет, однако процент мусульман в 2009 году составил 11,5%, из расчета на 2015 год цифра равна 58 тысячам человек (аналогичные данные приводит институт Карнеги).


Православные приходы — Урал


В свою очередь, православных приходов на Урале в несколько раз больше. По подсчетам «Шторма», там располагается от 1404 до 1408 храмов. Больше всего приходов работает в Свердловской области — 594. Показатель связан с количеством населения. В этом регионе расположен административный центр, город-миллионник Екатеринбург:


Свердловская область — 594;

Челябинская область — 311;

Тюменская область — 165;

Курганская область — 157;

ХМАО — 156;

ЯНАО — от 21 до 25 приходов.


всего: 1404-1408 приходов.


undefined
Храм на Крови. Екатеринбург Фото: © GLOBAL LOOK press/Dmitry Chasovitin

Отношение: Несмотря на то что террористические акты, связанные с мусульманами, на Урале не происходили, за последние десять лет было совершено несколько актов вандализма. Так, в 2013 году в Челябинске к двум годам условного заключения был приговорен 19-летний Евгений Корниченко. Молодой человек исписал стены мечети оскорбительными надписями. Пресс-служба регионального МВД отмечает, что Корниченко был участником неформального националистического объединения «За чистую кровь».


Похожий случай произошел в 2009 году в Свердловской области. Во время священного месяца Рамадан 15-летний школьник нарисовал свастику и написал «Убирайтесь из России, твари» на стене мечети в Каменске-Уральском.


Исламовед Московского центра Карнеги Алексей Малашенко говорит, что в настоящее время в УРФО приезжает все больше мусульман. Конфликты были, однако это скорее единичные случаи: «На Урале происходит смена этнического состава за счет внутренней миграции с Северного Кавказа и за счет внешней миграции из Средней Азии. Это естественный процесс. Многие приезжают и остаются надолго. Востребованность мечетей велика. Раздражение по поводу тех же платков и культуры есть. В ХМАО и ЯНАО были конфликты, пропагандировалось ИГ (террористическая организация, запрещена на территории РФ. — Примеч. «Шторма»). По некоторым данным, в этих округах проживает от 13% до 15% мусульман и, естественно, иногда проблемы возникают. Но я бы не стал делать поспешных выводов».


Бывший член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России, протоиерей Всеволод Чаплин считает, что общая конфликтность на Урале все же прослеживается: «На Урале все очень непросто. Всегда есть конфликтность между коренным населением и приезжими, особенно если люди ведут себя вызывающе. Религиозного отторжения в чистом виде я не замечал, но общая конфликтность прослеживается. Конечно, верующим людям нужны храмы, если мусульманские общины строят мечети, то в этом ничего плохого нет, гораздо хуже, когда люди молятся в полуподпольных местах. Но конечно, часто коренное население высказывает недовольство, если огромную мечеть начинают строить в центре огромного города. Таким образом люди все равно пытаются высказать свою претензию на власть, пусть и символическую».



В материале приведены данные Московского центра Карнеги и с сайтов епархий. Часть статистики была собрана при помощи анализа «Яндекс.Карт», Google.maps и СПАРК-Интерфакс.