St
Индии больше не нужны новейшие «сушки»
Нью-Дели вышел из совместного проекта по производству индийской версии Су-57

Индии больше не нужны новейшие «сушки»

Нью-Дели вышел из совместного проекта по производству индийской версии Су-57

Фото: © GLOBAL LOOK press/Russian Defence Ministry
Фото: © GLOBAL LOOK press/Russian Defence Ministry

Проблемы российско-индийского проекта истребителя пятого поколения привели к выходу Нью-Дели из программы. Причиной стали разногласия в вопросах цены и технических решений будущего самолета. «Шторм» рассказывает, как происходило военное сотрудничество между странами и что будет после его разрыва.

 

Долгое расставание


О выходе Индии из программы Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA, многоцелевой истребитель пятого поколения) в конце прошлой недели сообщило издание Jane's со ссылкой на официальных представителей Минобороны Индии. По данным Jane's, индийская сторона уже уведомила Москву в ходе встречи «министерского уровня». Сообщение передали советник по национальной безопасности Аджит Довал и секретарь Минобороны Санджайт Митра.


Основная причина разлада партнеров — разные взгляды на «стоимость разработки и технические характеристики» будущего истребителя. В частности, ВВС Индии считают, что Су-57 (при разработке названный Т-50) не отвечает требованиям к истребителям пятого поколения и уступает американскому аналогу F-35 Lightning II. Индийских летчиков не устраивают показатели малозаметности самолета, а также авионика, радиолокационная система и датчики. Кроме того, до сих пор не известно, когда Су-57 закончит летные испытания и выйдет на серийное производство.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press/Aditya Irawan

Программа FGFA стартовала в 2007 году. Компания «Сухой» со стороны России и корпорация Hidustan Aeronautics Limited (HAL) — с другой подписали соглашение о равном финансовом и частичном техническом партнерстве в области разработки новейшего истребителя. Стоимость проекта оценивалась в 10 миллиардов долларов. К началу 2010-х годов Индия выплатила Москве 295 миллионов долларов за эскизный проект самолета пятого поколения, однако этого оказалось мало.


В 2013 году Россия затребовала от партнера пять миллиардов долларов на дальнейшую разработку. Индия поначалу платить отказывалась, но со временем стороны пришли к соглашению. Три года спустя было решено, что Нью-Дели внесет в проект 3,7 миллиарда долларов. За эти деньги в течение семи лет разработчики должны были добавить в российский Су-57 более 50 различных модификаций. Так, например, ВВС Индии требовали замены двигателя на более мощный, улучшения показателей малозаметности, увеличения количества точек подвески. Отдельно партнеры требовали установить на индийский вариант радиолокационную систему (РЛС) «Белка» с активной фазированной антенной решеткой. Корпорация HAL должна была снабдить новинку шасси, системами охлаждения РЛС и навигационным оборудованием.


В прошлом году в индийских СМИ уже обсуждали отказ от совместной программы. Однако тогда Москва заверила, что FGFA будет продолжать свою работу. Пробуксовку в разработке истребителя связывали с закупкой 36 французских истребителей Rafale на восемь миллиардов евро. Кроме того, Нью-Дели готовился приобрести еще несколько десятков однодвигательных самолетов. 


undefined
Т-50 ПАК ФА Фото: © sukhoi.org

«Слишком мало, слишком поздно»


Необходимость срочного решения и разрыва сотрудничества по программе FGFA в Индии объясняют устаревающим парком истребителей. «Слишком мало [самолетов], слишком поздно [их поставят]», — объяснил Jane's отставной индийский маршал авиации Винод Бхатия. Как указывает автор Jane's, Индия переживает из-за того, что бюджет на модернизацию авиапарка будет потрачен на долгосрочную программу, которая не даст в ближайшем будущем реальных результатов.


Изначально программа планировалась с учетом устаревшего индийского авиапарка. Поэтому Нью-Дели согласился с закупкой более 200 самолетов в одноместной и двухместной версиях. Позже количество закупаемых аппаратов индийцы сократили до 127, а от двухместного варианта отказались.


Сейчас перед ВВС Индии стоит целый ряд проблем модернизации имеющихся самолетов и замены устаревших на более новые модели. На сегодняшний момент, по данным справочника The Military Balance 2017, подготовленного Международным институтом стратегических исследований (IISS), летчики могут рассчитывать на 34 эскадрильи по 18 истребителей в каждой. По информации индийского издания Business Line, которое ссылается на высокопоставленный источник в военном ведомстве, ВВС необходимо приобрести 42 эскадрильи новейших истребителей. Стоимость сделки ограничена бюджетом войск — 12 миллиардов долларов.


В начале апреля данные Business Line подтвердили и в самом ведомстве. Индия объявила о тендере на закупку 110 истребителей. Стоимость контракта оценили в 15 миллиардов долларов. Основным требованием для соискателей военные назвали производство на собственной территории — до 85% всех деталей и узлов истребителя должны быть собраны в Индии. Американская компания Lockheed Martin уже предложила Нью-Дели разместить линию по производству истребителей F-16. О желании участвовать также заявили шведская Saab и французская Dassault Aviation.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press/Russian Defence Ministry

Никаких угроз


«Сухой» выкатил десятый летный прототип Су-57 еще летом 2017 года. По словам главнокомандующего ВКС России генерал-полковника Виктора Бондарева, уже в этом году новейший истребитель, разработанный по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), поступит в войска.


Поэтому, считает старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследовании НИУ ВШЭ Василий Кашин, российской программе Су-57 разрыв отношений с Индией не повредит. «Фактически индийская сторона реально не участвовала в проекте FGFA с 2013 года. И отказ от проекта связан с тем, что Россия ожидала софинансирования и технологической помощи, а Индия этого не потянула», — объясняет эксперт. Он прогнозирует, что в будущем Россия сможет заработать на экспортных поставках Су-57 в Индию больше, чем на совместном финансировании научно-исследовательских работ. «Вероятно, будет более простой вариант сотрудничества, как было с Су-30МКИ: сделают адаптированный вариант и передадут лицензию на производство», — резюмирует Кашин. Другим совместным с Индией проектам это вреда не нанесет.