St
Не можешь сделать — укради
close
Не можешь сделать – укради

Не можешь сделать — укради

Что такое реверсивный инжиниринг и при чем тут американские ракеты

Фото: © GLOBAL LOOK press/Vadim Savitsky
Фото: © GLOBAL LOOK press/Vadim Savitsky

После американского удара по Сирии в Россию доставили две неразорвавшиеся ракеты. «Шторм» расспросил военных экспертов и узнал, зачем Москве крылатые ракеты из США и что такое реверсивный инжиниринг. Оказывается, за технологиями противника пристально приглядывали еще древние, а копировать их не брезговали ведущие военные державы своего времени.


В четверг, 19 апреля, в Россию доставили две неразорвавшиеся во время удара по Сирии ракеты коалиции. Официально было объявлено о передаче двух ракет неизвестного типа. Как указал военный источник «Интерфакса», переданные России вооружения «не исчерпываются двумя крылатыми ракетами».


Российские военные уже успели заявить, что американские ракеты будут использованы для совершенствования систем противоракетной обороны России, а не для копирования технологических решений. «Наибольший интерес представляют система управления и двигатель», — рассказал «Шторму» военный эксперт Михаил Тимошенко. По его словам, наиболее интересными для детального изучения являются модифицированные баллистические ракеты «Томагавк» последних версий (Block IV), высокоточные крылатые ракеты AGM-158 JASSM и ракеты Storm Shadow англо-французского производства. 


undefined
Фото: © wikipedia.org

«Пираты» в Египте и Риме


Процесс, который собираются запустить российские военные, называется реверсивный инжиниринг. Это общее название для целого комплекса работ по подробному изучению еще не освоенной технологии. Попавшие в руки российских инженеров ракеты будут тщательно изучены, разобраны и описаны. После данные будут использованы для совершенствования российских систем противоракетной обороны и создания собственного высокоточного оружия.


Первый известный истории пример реверсивного инжиниринга — знаменитые египетские боевые колесницы. Первыми колесницы применила Ассирийская армия, с которой египтяне столкнулись непосредственно на поле боя. Захватив одну из таких колесниц, египетские инженеры разобрали ее и создали на основе оружия противника ультимативный вариант, ставший визитной карточкой Египта.


Другой исторический пример — создание римского флота на основе карфагенских квинквирем. В ходе Первой Пунической войны на берега Италии шторм вынес один из массивных кораблей противника. Римляне скопировали корабли и смогли уже на равных состязаться с многоярусными кораблями Карфагена, защищенными рядами весел от тарана. Через несколько лет реверсивный инжиниринг принес свои плоды. В битве при Эгадских островах римляне спустили на воду 50 квинквирем и смогли закончить войну, разгромив флот Карфагена.


За несколько тысяч лет принцип реверсивного инжиниринга не изменился. В руки к инженерам попадали техника противника, чертежи и другие документы, даже ученые, разработавшие изучаемое оружие. Например, в 1944 году СССР вынудил пилотов трех американских бомбардировщиков В-29 совершить посадку на территории страны. Позже эти самолеты были изучены и дали начало советской стратегической авиации. На основе американского В-29 построили советский Ту-4. Немецкая ракета «Фау-2» (V-2) дала старт космической гонке между СССР и США, так как была первой баллистической ракетой дальнего действия. Западной коалиции тогда удалось захватить документы и прототипы, а Советский Союз вывез из Германии ученых, занимавшихся проектом. 


undefined
Фото: © wikipedia.org

Китайские копии

 

В современном мире развитых военных технологий мало заполучить необходимый объект и, разобрав его, изучать под микроскопом каждый узел. Необходимы технологии для воссоздания сложных решений. Несмотря на все проблемы, реверсивный инжиниринг продолжает процветать в Индии и Китае.


Китайские инженеры, например, больше десяти лет изучали российский проект авианесущего крейсера «Кречет». Документация на него была выкуплена Китаем в конце прошлого века у Невского проектно-конструкторского бюро за 840 тысяч долларов. Еще 20 миллионов долларов было потрачено на покупку недостроенного корабля «Варяг» у Украины. Сначала китайцы собирались превратить крейсер в казино, однако через девять лет корабль был спущен на воду. Авианосную группировку авианосца «Ляонин» (такое название получил «Варяг» после доработки) составляют самолеты J-15. Они также имеют российский прототип — самолеты Су-33, проданные Китаю Киевом.


Теперь реверсивный инжиниринг двигают не боевые действия и пленные ученые, а деньги и договоренности между политиками. Одновременно с модернизацией недостроенного «Варяга» Китай начал переговоры о закупках российских Су-27. Истребители поразили китайских военных дальностью применения. Были подписаны контракты, предусматривающие закупку до 48 единиц. В 1993 году Пекин надавил на Москву, пообещав прекратить покупки самолетов, если Россия не передаст документацию и лицензию на производство. Тогда в 1993 году заключили еще одно соглашение на сумму 150 миллионов долларов. В рамках этого договора Китай собрал 200 Су-27 и получил все чертежи на российский истребитель. Результатом работы китайской промышленности стал самолет J-11. Разработанный для этого истребителя китайский двигатель WS10 оказался недостаточно надежным, поэтому Пекин до сих пор покупает в России двигатели АЛ-31 и устанавливает их на J-11.


Китай при этом копирует не только российские, но и американские разработки. Эксперты не раз отмечали не только внешнее, но и техническое сходство между китайским истребителем пятого поколения J-20 и американским F-22. В список «подсмотренных» вооружений можно записать и противотанковые ракеты HJ-12 (аналог Javelin), беспилотник CH-4 (аналог MQ-1 Predator) и грузовой самолет Y-20 (C-17 Globemaster III). Документы по последнему Пекин получил в 2011 году от своего шпиона в США. Донгфан Чанг передал властям Китая более 250 тысяч документов компании Boeing. Двумя годами ранее во Флориде был задержан другой сотрудник китайской разведки, Ко-Суен Му, который пытался вывезти из страны форсажный двигатель истребителя F-16.


undefined
Фото: © wikipedia.org

Индия и лицензионные копии


Более законные отношения с копированием военных технологий у Индии. С 2000 года Нью-Дели выпустила более 200 истребителей Су-30 по лицензии. При этом российская сторона передала партнерам документацию на полный цикл производства и поставляет в Индию только авиационный алюминий и титан. Сейчас индийские специалисты уже производят танки Т-90С, бронебойные снаряды «Манго». Стороны договариваются о сотрудничестве по другим типам техники — вертолетам и реактивным ракетам для систем залпового огня. Как и Пекин, Нью-Дели пока не может освоить производство авиационных двигателей АЛ-31ФП.


Ситуация с Индией более выгодная для России, считают опрошенные «Штормом» эксперты. Все потому, что Нью-Дели заключил с Москвой ряд сделок, которые блокируют для Индии возможность выхода на российских партнеров и убивает любую конкуренцию российского и индийского оружия. Китай же пользуется всеми возможностями для получения технических данных по проектам, стараясь свести свои затраты к минимуму. Как указывает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, подобная ситуация случилась в 1997 году с поставками БМП-3. Тогда Пекин получил лицензию на разработку боевой части машины, взял самые интересные решения и на ее основе создал ZBD-04A.


undefined
Фото: © ru.wikipedia.org

Страна «копипаста»


Россия тоже имеет большой опыт реверсивного инжиниринга. Тянется история отечественных копий западных разработок со становления тяжелой и оборонной промышленности в СССР. Так, известные всем «Жигули» были советским братом-близнецом итальянского Fiat 124, танки БТ-2 копировали американские «Кристи», а облик советского многоразового челнока «Буран» угадывается в американском «Шаттле» (например, «Колумбии»).


Особенной вехой стал захват американского В-29, о котором мы упоминали ранее. Советским инженерам и Туполеву лично Сталиным была поставлена задача — скопировать все без изменений. Поэтому при создании самолета использовались кабели дюймовых сечений, которые советская промышленность не производила. Инженеры скопировали даже отверстие для пепельницы, хотя в советской авиации курить во время вылета было не принято. 


Размах советского «копипаста» можно сравнить разве что с современным Китаем. Москва в прошлом столетии умудрилась создать аналоги Браунинга 1903 (пистолет Тульский Токарева), Вальтер ППК (пистолет Макарова), пистолет-пулемет Суоми (пистолет-пулемет Дегтярева) и даже американской атомной бомбы «Толстяк» (РДС-1). Достижения поверженной во Второй мировой войне Германии стали основой для ракетостроения и подготовили базу для семейства ракет Р-7. Эти ракеты доставили на орбиту Земли первый искусственный спутник, собаку Лайку и Юрия Гагарина.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press/U.S. Navy

Сами с усами


Сегодняшняя военная промышленность России давно отошла от этих правил, считают опрошенные «Штормом» военные эксперты. «Для российской техники нет никаких предпосылок для копирования, так как мы существуем на советском заделе. Но все настолько тщательно наблюдают друг за другом, что отдельные технологии «перетягивают» и используют у себя», — объясняет военный аналитик Михаил Тимошенко. По его словам, использовать в производстве чужие наработки всегда проблематично — технологии не всегда совпадают, а для внедрения «вражеских» решений нужно отказаться от собственных.


В изучении захваченных сирийцами ракет Тимошенко выделяет четыре момента. Во-первых, российским инженерам нужно изучить, как и из чего сделан двигатель ракеты, как выглядит этот двигатель, сколько он и какого топлива потребляет. Во-вторых, военные заинтересованы в изучении систем направления и наведения. В-третьих, на последних «Томагавках» ввели систему обратной связи, которая позволяет менять ракете полетное задание. Аналогичных решений в российских «Калибрах» пока нет, поэтому интересно, каким образом американцы осуществили эту задумку. В-четвертых, были сведения о том, что ракеты «Томагавк» научились ставить помехи противоракетным комплексам. «Они не помогли, но как они это делают — интересный вопрос», — резюмирует Тимошенко.