St
Какие компании отправит «на пенсию» мост на Сахалин
На доставке грузов на Сахалин зарабатывают компании, связанные с братьями Магомедовыми и беглым владельцем Внешпромбанка

Какие компании отправит «на пенсию» мост на Сахалин

На доставке грузов на Сахалин зарабатывают компании, связанные с братьями Магомедовыми и беглым владельцем Внешпромбанка

Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

Ежегодно через порты Сахалина на материк и в обратном направлении отправляется более семи миллионов тонн грузов. Большинство компаний-операторов, занимающихся перевозками, связаны с офшорами, криминалом и чиновниками. Появление моста, о строительстве которого «обещал подумать» Владимир Путин, может лишить их значительной части доходов.


Главные морские ворота на Сахалин (всего в области восемь морских портов и одиннадцать морских терминалов) — это порт Холмск. Главный его «партнер» на континенте — город Ванино в Хабаровском крае. Там есть железнодорожные терминалы, а значит, и связь с Сибирью и европейской частью России.


Паромная переправа Холмск обеспечивает 75% грузовых поставок на Сахалин и 25% пассажирских перевозок.


Но появление моста может полностью изменить структуру грузооборота. Прежнее руководство региона, лоббировавшее проект еще в 2013 году, говорило о дополнительных девяти миллионах тонн грузов ежегодно. А в случае если удасться договориться с Японией о строительстве моста на Хоккайдо, то через Сахалин будет проходить около 30 миллионов тонн грузов. Полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев в мае 2018 года заявил, что мост позволит сэкономить миллиарды на транзите грузов на Сахалин.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

Дополнительный толчок к развитию области должно дать строительство угольных терминалов — на континенте транзитерам становится «тесно». И Сахалин даже в нынешнем положении — без моста — кажется части поставщиков хорошим альтернативным вариантом. Так, «Восточная горнорудная компания» вложила 2,8 миллиарда рублей в модернизацию порта Шахтерск, чтобы он мог принимать крупнотоннажные суда. В компании ожидают, что смогут перевозить через него до 14 миллионов тонн угля.


Сейчас на сообщении Сахалина с материком зарабатывают владельцы грузовых судов. Именно они окажутся в проигрыше, когда мост будет построен.


Игрок номер один — это ОАО «Сахалинское морское пароходство», работающее под брендом SASCO. У компании довольно запутанная история владения. Долгое время пароходство находилось под контролем государства, пока в 2010 году главный кредитор компании Внешпромбанк не выкупил часть акций SASCO. К 2016 году банк получил право распоряжаться более 60% акций.


Основной владелец Внешпромбанка Георгий Беджамов с 2010-го по 2016 год возглавлял совет директоров SASCO. Оставить пост ему пришлось после того, как следователи обнаружили, что он проделал в собственном банке дыру в 210 миллиардов рублей. Правда, задержать Беджамова не удалось — он успел скрыться за границей, а за решетку отправилась его сестра, тоже причастная к афере (она признала вину).


Имеет ли беглый банкир отношение к SASCO и сейчас, до конца неизвестно. Контрольный пакет компании находится у пяти кипрских оффшоров: Altus Capital Shipping Limited — 25,52%, Sandyroad Trading Limited — 17,51%, Beraford Holdings Limited — 16,85%, Saferio Investments Limited — 16,8%, Selimon Trading & Investments Limited — 15,48%.


undefined
Скриншот станицы сайта SASCO www.sasco.ru

Кто бы из бизнесменов ни стоял за этими компаниями, летом 2016 года он немного пополнил свое состояние: SASCO пустило половину своей прибыли на выплату дивидендов — 20 миллионов рублей.


Самая крупная транспортная компания, у которой есть подразделение на Сахалине, — это ПАО «Совфрахт» (ежегодный оборот — 24 миллиарда рублей), бенефициаром которой является Дмитрий Пурим. По словам последнего, компания работает не только на линии Холмск — Ванино, а еще и по пути Владивосток — Корсаков — Курилы. Также реализуются арктические проекты.


Работа сразу по нескольким направлениям, а также теплые отношения с руководством региона могут помочь «Совфрахту» с перераспределением усилий после появления моста. Тем более у Дмитрия Пурима есть позитивный опыт в этом направлении — его компания участвовала в проекте создания Крымского моста. Во всяком случае, по мнению составителей санкционного списка США.


Помимо Георгия Беджамова в списке владельцев транспортных операторов Сахалина есть и другие фигуранты уголовных дел. ПАО« Дальневосточное морское пароходство», головная компания группы Fesco, принадлежит более чем на 50% двум кипрским офшорам — Enviartia Consulting Limited и Smartilicious Consulting Limited.


Их, по данным ФАС, контролируют братья Зиявудин и Магомед Магомедовы. На деятельности компании арест ее бенефициаров пока не отразился. В апреле представители «Дальневосточного морского пароходства» заявили, что собираются решить вопрос о закупке балкеров для перевозки навалочных грузов с Сахалина. Еще одна компания братьев, работающая в регионе, — «ФЕСКО Интегрированный Транспорт». В прошлом году эта фирма получила прибыль 700 миллионов рублей, а в 2018-м заключила два контракта с «Почтой России» на доставку посылок на Дальнем Востоке на 68 миллионов.


АО «ТЭК «Дальтранссервис» занимается не только перевозкой грузов. Ее паромы переправляют пассажиров из Холмска в Ванино, а также из Хоккайдо в Корсаков. Владельцы этой компании связаны с самой первой фирмой, о которой мы рассказывали, — ОАО «Сахалинское морское пароходство».


В числе миноритарных акционеров SASCO были экс-мэр города Холмска Аркадий Кукин и президент прекратившего свою деятельность в 2013 году Союза российских судовладельцев, экс-сенатор Михаил Романовский.


Они вместе с кипрским офшором Adamant Holdings Limited владеют большей частью ТЭК «Дальтранссервис». Еще 10% акций компании находятся у их партнера по банку «Холмск» Валерия Веселова.


Именно ему принадлежит последняя организация из пула крупных транспортных операторов региона — АО «Судоходная компания «Сахалин». На сайте компании говорится, что она выполняет рейсы на паромах «Сахалин-8» и «Сахалин-9», которые принадлежат SASCO.