St
Камнем на дно: как американский крейсер сбил иранский лайнер
18+
Из-за просчета капитана корабля США 30 лет назад погибли 290 человек Коллаж: © Daily Storm

Камнем на дно: как американский крейсер сбил иранский лайнер

Из-за просчета капитана корабля США 30 лет назад погибли 290 человек

Коллаж: © Daily Storm

В 1988 году крейсер ВМС США Vincennes сбил пассажирский авиалайнер. Экипаж ошибочно принял Airbus за истребитель F-14, не смог с ним связаться и выпустил ракету. Официальных извинений Вашингтон не принес до сих пор.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Airbus A3000B2-203
Airbus A3000B2-203 Фото: © ru.wikipedia.org

Лайнер, похожий на истребитель


Американский крейсер Vincennes 30 лет назад, 3 июля 1988 года, выпустил ракету по пассажирскому авиалайнеру. На борту рейса IR655 Тегеран — Дубай находились 290 человек, в том числе 65 детей. В результате атаки все пассажиры и члены экипажа погибли.


Экипаж крейсера ошибочно принял авиалайнер Airbus A3000B2-203 за иранский истребитель F-14. За полчаса до этого Vincennes вошел в территориальные воды Ирана, чтобы атаковать два ракетных катера. Они обстреляли вертолет, поднявшийся с палубы крейсера, и пытались скрыться. Убежать от американцев катерам не удалось — оба были потоплены недалеко от побережья.


После этого в воздух с опозданием поднялся рейс IR655. Он взлетел на 27 минут позже расписания и двигался в рамках воздушного коридора шириной в 35 километров. Лететь до Дубая из аэропорта города Бендер-Аббас, где рейс совершал пересадку, не больше 40 минут.


Система «Иджис», которой был оборудован американский крейсер, зафиксировала самолет. Позже иранская сторона утверждала, что «Иджис» должна была распознать Airbus A3000B2-203 как гражданский, так как передатчики самолета транслировали специальный код. Вашингтон эти сведения опровергает. По мнению военных США, профиль полета A300 напоминал выход в атаку истребителя F-14. По мнению руководства, иранские ВВС пытались атаковать крейсер за вход в территориальные воды Ирана.


Перед атакой моряки пытались 11 раз связаться с бортом IR655. Согласно документам американских военных, восемь раз экипаж Vincennes подавал сигналы на военных частотах, еще три раза — на частотах коммерческой авиации. Не дождавшись ответа от «самолета, похожего на F-14», капитан корабля Уильям Роджерс приказал выпустить ракету «поверхность — воздух» SM-2MR. Ракета разорвала гражданский лайнер пополам. Части фюзеляжа рухнули в воду. Спасти никого не удалось.

Крейсер Vincennes
Крейсер Vincennes Фото: © ru.wikipedia.org

Танкерная война


Крейсер Vincennes оказался в Персидском заливе не случайно. В 1988 году к завершению шла восьмилетняя война между Ираком и Ираном. Несколько лет военные обеих стран вели «танкерную войну» — топили нефтеносные суда противника. Багдад подрывал иранские танкеры, Тегеран наносил авиаудары по танкерам Ирака и их союзников. Чтобы защитить текущую по Персидскому заливу нефть, к 1987 году США и Франция ввели в залив свои корабли.


Несмотря на скорое окончание боевых действий, ситуация в регионе была накалена. За пару месяцев до трагедии на мине подорвался американский фрегат USS Samuel B. Roberts. Вместо него прислали злосчастный Vincennes, который с помощью систем «Иджис» должен был контролировать зону у иранского берега. Усиление было продиктовано разведывательными данными, которые указывали, что Тегеран получил от Китая противокорабельные ракеты HY-1 Silkworm (лицензионную копию советской ракеты П-15М).

F-14
F-14 Фото: © ru.wikipedia.org

Два расследования


Вашингтон по окончании официального расследования заявил, что экипаж крейсера был дезориентирован из-за показаний системы «Иджис», которая указывала, что лайнер был истребителем F-14. Кроме того, аэропорт города Бендер-Аббас, откуда вылетел рейс IR655, использовался для базирования иранских ВВС.


В рапорте адмирала Уильяма Фогарти, который возглавил официальное расследование военных, говорится, что причиной ошибки стало психологическое состояние команды крейсера. Адмирал подчеркнул, что экипаж, находясь под давлением боевой обстановки, мог перепутать полетный профиль Airbus A3000B2-203 и F-14. Обвинять в случившемся Фогарти никого не стал: в конце доклада адмирал указал, что команда корабля действовала в соответствии с ситуацией. Командир крейсера Роджерс позже получил орден «Легиона почета» за успешную службу с 1987-го по 1989 год.


В Тегеране не согласились с выводами американского расследования. Официальные представители Ирана назвали инцидент преднамеренной атакой и военным преступлением. Военные настаивали, что даже в случае ошибочной идентификации самолета командир крейсера должен понести ответственность за преступную халатность, в результате которой погибли почти 300 человек.


Опубликованные позже переговоры экипажа рейса IR655 показали, что три последних запроса с американского корабля достигли самолета. Однако иранские пилоты не поняли, что военные обращаются именно к ним. Они посчитали, что радиосигналы идут на другой иранский самолет, патрульный P-3 Orion, находившийся неподалеку. Расследование американцев показало, что на крейсере попросту не было необходимого оборудования для использования и перехвата гражданских частот, поэтому морякам приходилось использовать аварийную частоту. Позже на корабли ВМС США, работающих в регионе, было установлено необходимое оборудование.

Никаких извинений


Отношения между США и Ираном после инцидента осложняла не только продолжающаяся война. Изначально Вашингтон отрицал не только свою ошибку, но и присутствие Vincennes в территориальных водах Ирана. Только спустя три года после трагедии председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Уильям Кроу признался, что крейсер преследовал иранские катера в территориальных водах.


В 1989 году в Международном суде ООН начались слушания по претензиям Ирана к Вашингтону. Тегеран запросил более 130 миллионов долларов в качестве компенсации. Спустя семь лет Вашингтон согласился оплатить счет. Согласно претензиям Ирана, они планировали получить 61,8 миллиона долларов за 248 погибших граждан. Еще 70 миллионов должны были пойти в счет утерянного лайнера. Несмотря на это, официальные лица США отказались публично приносить извинения за ошибку, отметив только, что сожалеют о погибших. Позже находящийся тогда на посту вице-президента Джордж Буш на встрече с лидерами Республиканской партии заявил, что не собирается «извиняться за Америку, несмотря на факты».

Douglas DC-2
Douglas DC-2 Фото: © ru.wikipedia.org

Ошибки прошлого


Пассажирские лайнеры ошибочно сбивают уже десятки лет. Впервые такое произошло в 1938 году в Китае. Douglas DC-2 стал первым в мире пассажирским самолетом, сбитым вражеской авиацией. Небольшое судно с 18 пассажирами на борту заходило в китайское воздушное пространство, когда восемь японских истребителей атаковали его. Не имея возможности для ответного удара, капитан судна, американец Хью Лесли Вудс, попытался уйти от преследователей и совершить аварийную посадку. Однако под ним простирались рисовые поля, которые преграждали дамбы, сесть в этой местности было невозможно. В результате Вудс смог посадить корабль на воду, но оказалось, что никто кроме него не умеет плавать. Пока пилот искал лодку, уворачиваясь в воде от японских пуль, самолет затонул. Выжить удалось только радиооператору Джо Лоху и одному из пассажиров.


После этого происшествия каждые 10 лет военные по ошибке или целенаправленно сбивали гражданские самолеты. Одним из самых резонансных случаев стало падение корейского Boeing 747 над Сахалином. Лайнер должен был совершить перелет из Анкориджа в Сеул над Тихим океаном, восточнее Камчатки. По данным советских военных, рейс отклонился от курса и полетел над территорией, на которой находились секретные объекты. Во время полета Boeing 747 сопровождал самолет-разведчик Boeing RC-135. Именно с ним военные перепутали пассажирский лайнер, который несколько раз прошел над территорией Советского Союза. Когда отклонение от курса составило 500 километров, истребитель Су-15 сделал несколько предупредительных очередей из штатной пушки. Boeing не отреагировал на выстрелы и продолжил набирать скорость. После этого пилот Су-15 Геннадий Осипович получил приказ уничтожить. Он выпустил две ракеты Р-98, одна достигла цели и разрушила хвост самолета. После этого лайнер упал, погибли 269 человек.


Этот инцидент стал причиной давления на СССР со стороны США. Американцы предложили исключить Советский Союз из Международной организации гражданской авиации, президент Рональд Рейган назвал произошедшее «преступлением против человечества». В Сеуле прошли многотысячные митинги против советской власти, протестующие жгли портреты вождей и флаги. После трагедии IR655 Вашингтон перестал поднимать этот вопрос на международной арене.


Одним из последних подобных инцидентов стало падение малайзийского Boeing 777 на востоке Украины. Согласно официальному расследованию Совета по безопасности Нидерландов (большинство погибших пассажиров были голландцами), самолет был уничтожен ракетой «земля — воздух», выпущенной зенитно-ракетным комплексом «Бук». Уголовное расследование совместной следственной группы (ССГ) показало, что установка прибыла в Донецкую область из расположения 53-й курской зенитной ракетной бригады. Аналогичные результаты показало исследование независимой группы Bellingcat. Москва все обвинения в свой адрес отрицает и называет виновными украинских военных, напоминая, что Россию так и не допустили до расследования.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...