Ремонт гранитной лестницы у Российской государственной библиотеки (РГБ) привлек внимание как простых москвичей, так и историков-краеведов. Ступени, ведущие к библиотеке, меняют спустя три года после масштабного благоустройства в центре города. Весной 2019 года на официальном портале мэра столицы «Наш город Москва» были опубликованы ответы на жалобы по поводу состояния ступеней. Ответы подписаны именем руководителя ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» А.В. Жмаева. Как выяснил Daily Storm, у организации есть свои любимчики среди подрядчиков — со странными торгами и высокими связями.
Повреждения уличной лестницы у библиотеки имени Ленина ремонтировали не раз. В июне, видимо, чтобы не дожидаться очередной жалобы, ступенями занялись основательно: гранитную плитку разобрали, и рабочие взялись за установку нового покрытия — очевидно, на века. Многих москвичей это сильно смутило, ведь работы там проводились не так давно.
«Автомобильные дороги ЦАО» занимается благоустройством тротуаров в центре города. От руководителя ГБУ Александра Жмаева нам не удалось получить никаких объяснений происходящего. Вместо того чтобы прокомментировать ситуацию, господин Жмаев попросил перестать ему названивать. Поэтому мы не можем рассказать о причинах и деталях текущего ремонта у библиотеки. Зато можем поделиться другими интересными подробностями о деятельности ГБУ и его подрядчиков.
Курское трио
ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» — один из главных поставщиков контрактов для фирм, занимающихся благоустройством в Москве. Последние три года это учреждение заключало соглашения на сумму более двух миллиардов рублей ежегодно. За неполные шесть месяцев 2019 года ГБУ раздало контракты на 1,8 миллиарда рублей.
Одними из крупнейших подрядчиков ГБУ являются компании «Фагот» (главный фаворит 2019 года — заключила соглашения на 541 миллион рублей), «Форс», «Горстрой». Их объединяет регулярное и продуктивное сотрудничество с «Автомобильными дорогами ЦАО», которое выливается в многомиллионные контракты, подписанные с госучреждением.
Кроме того, у организаций общая малая родина — Курская область. Сергей Жемчугов и Алексей Гортиков (руководитель и бенефициант «Фагота») и Александр Калугин (владелец «Форса») родились в этом регионе и именно там начинали свой бизнес. Первый владелец компании «Горстрой», Сергей Псурцев — также курянин. При этом «Фагот» и «Горстрой» и вовсе чуть ли не «родственники» — у компаний одинаковый номер телефона и одинаковый адрес: ул. Карьер, д. 2, стр. 10.
Вместе эти подрядчики «посещают» и аукционы ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО». При этом «битва» за заказ ведется только номинально. Предприятия незначительно снижают цену, за которую готовы выполнить заказ, демонстрируя мнимую конкурентность на торгах. Часто к списку конкурентов присоединяется компания «Стэн», созданная в Курске (ее единственный владелец Василий Шейкин — тоже курянин). Сейчас она, правда, сменила прописку на Татарстан.
Например, в 2017 году «Автомобильные дороги ЦАО» в качестве объекта закупки разыгрывали благоустройство проезда в Таганском районе. Начальная цена контракта составила свыше 142,4 миллиона рублей. «Стэн» предложил выполнить работы за 138,1 миллиона, «Форс» снизил цену до 135,9, а «Горстрой» следом — до 135,2 миллиона. Видимо, разница в 700 тысяч рублей оказалось неподъемной для «Форса», и контракт ушел «Горстрою».
А вот «Стэн» — вечный аутсайдер торгов. За все это время организация заключила с «Автомобильными дорогами ЦАО» всего один контракт на пять миллионов рублей.
В 2019 году «посоревноваться» с курянами пыталась компания «Капитель». Судя по цифрам, ее присутствие на аукционе — также лишь аллюзия на здоровую конкуренцию. В марте этого года «Автомобильные дороги ЦАО» представили новый лот — благоустройство 7-го микрорайона Басманного района. Среди претендентов — два участника: «Капитель» и «Фагот». Понизив ставку «Капителя» всего на 2,5 миллиона рублей (это около 0,5% от цены контракта), «Фагот» беспрепятственно выиграл заказ на 471,7 миллиона.
От «Автомобильных дорог ЦАО», кстати, «Капитель» не получала ни одного контракта, так что выход на торги к «Фаготу» был для нее разовой акцией. Но «Капитель» — фирма не простая, а со связями. Она была зарегистрирована по тому же адресу, что и Институт современных коммуникаций. В прошлом одним совладельцем этой компании был хозяин «Капителя» Руслан Нежнов, а вторым — Андрей Ховрин — экс-заместитель префекта СЗАО и, как писал «Коммерсантъ», давний товарищ префекта ЦАО Владимира Говердовского.
Стройка Зиганшина
Но Курск — не единственный «региональный маячок» в схемах контрактов, выстроенных вокруг ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО».
Нынешний совладелец «Фагота» Алексей Гортиков долгое время был единственным собственником фирмы под названием «Экологическая компания». Располагалось предприятие по знакомому адресу: ул. Карьер, д. 2, стр.10.
Бенефициаром этой организации сейчас значится татарстанский депутат Равиль Зиганшин. Зиганшин носит звание привилегированного строителя республики. Только в 2018 году казанский «король госзакупок» получил контракты более чем на 42,8 миллиарда рублей.
Кроме того, Зиганшин считается человеком, близким к главе Татарстана Рустаму Минниханову. В СМИ его попросту называют «кошельком» президента.
В июне 2019 года Зиганшин и его ПСО «Казань» заключили соглашение на строительство второй очереди космодрома Восточный. Прежде Зиганшин зарабатывал в основном на строительстве жилых домов и благоустройстве городских территорий. О крупных госконтрактах Равиля Зиганшина с московскими властями не сообщалось.
Связаться с автором материала: m.nemtseva@dailystorm.ru