В понедельник, 3 декабря, в Москве прошел пикет напротив офиса «Ингосстраха». Протестующие требовали от компании выполнения своих страховых обязательств и доплат семьям погибших в авиакатастрофе над Синаем. На митинг вышли члены Московского регионального союза автовладельцев и якобы родственники жертв теракта. Они были одеты в футболки с символикой благотворительного фонда «Рейс 9268» (в нем состоят семьи, столкнувшиеся с трагедией). Однако, по заявлениям руководства благотворительной организации, участники акции не имеют никакого отношения к трагедии, произошедшей в 2015 году в небе над Синайским полуостровом.
Три похожие петиции к трем разным страховым
В конце осени, 26 ноября, на Change.org некий Алексей Рубин опубликовал петицию с требованием «прекратить издевательства «Ингосстраха» над клиентами и лишить компанию лицензии». По словам автора сообщения, страховая компания вот уже третий год не выплачивает достойные компенсации родственникам погибших в авиакатастрофе. «Более того, чтобы не платить, компания устроила форменное издевательство над родственниками жертв, потребовав от них ворох бумажек для подтверждения прав на выплату страховых компенсаций. Проваландавшись год после трагедии, «Ингосстрах» вместо выплаты положенных двух миллионов рублей за каждого погибшего предъявил их родственникам перечень из 17 ненужных для выплат, но за то труднодобываемых справок»,— утверждает Рубин.
С его слов, чтобы получить компенсацию от страховой компании, надо предъявить: копию трудовой книжки, справку с места работы или учебы, справку о доходах по форме 2-НДФЛ за два последних года, документы об образовании, а заодно свидетельства о рождении братьев или сестер погибшего. По мнению автора поста, таким образом компания смогла сократить выплаты семьям аж в два раза.
Спустя три дня на Change.org разместили еще две похожие петиции. Только теперь лишить лицензии требовали СОГАЗ, РЕСО и «АльфаСтрахование». Так, в петиции про СОГАЗ упоминается крушение Ту-154 над Черным морем, про «АльфаСтрахование» — авиакатастрофа над Раменским районом Подмосковья. В случае с РЕСО авторы указывают теракт в Волгограде. Аргументы те же: «ворох бумажек», «форменное издевательство», 2-НДФЛ.
Волнения у стен «Ингосстраха»
На фоне этого 3 декабря к офису «Ингосстраха» при поддержке Московского регионального союза автовладельцев вышли семьи погибших в катастрофе (так заявили организаторы пикета). Протестующие требовали от страховой компании выполнения своих обязательств перед пострадавшими. Они говорили, что страховщики должны выплатить семьям еще по семь миллионов рублей. Ранее родственники погибших уже получили по два миллиона.
Участники акции принесли с собой транспаранты и были в футболках с эмблемой благотворительного фонда «Рейс 9268». Мы обратились в организацию с просьбой прояснить ситуацию с выплатой страховых пострадавшим, но оказалось, что фонд не имеет к протестующим никакого отношения.
В диалоге с Daily Storm член совета фонда «Рейс 9268» Ирина Захарова сообщила, что у организации нет претензий к компании: «Пикетчики никакого отношения к родственникам не имеют! Я никого не знаю из них. Возможно, что это акция против «Ингосстраха». Только зачем нас в качестве приманки использовать?! Это подло и бессовестно! Мы боремся за свои права и будем дальше бороться, но никогда не обращусь к подобным «защитникам».
На вопрос о том, знает ли она людей, разместивших петиции на сайте Change.org, Захарова ответила: «Нет! Никогда даже не слышала такую фамилию. И никто к нам не обращался по проведению акции или за правдивой информацией, — рассказала Захарова, добавив: — Дело в том, что страховое возмещение в размере двух миллионов получили все. Вопрос, который родственники решают индивидуально, касается морального вреда и выплат на иждивение, а также затраты на погребение. Эти суммы у всех разные. «Ингосстрах» половине родственников выплатил по мировому соглашению причитающиеся суммы. Кто был не согласен с предложенными суммами, те обратились в суды (Замоскворецкий и в Египетский), но это никак не общий вопрос, а лично каждого».
Женщина обеспокоена тем, что из-за активистов, которые выступили на акции, у настоящего благотворительного фонда могут начаться проблемы: «Мы ведем переговоры с правительством о принятии закона о жертвах терроризма и не хотим решать таким образом наши проблемы. Даже противно, что люди, не спросив нас и не зная всех подробностей и правил, идут на такие пикеты. Это похоже на провокацию и подставу нашего фонда», — разъяснила Захарова.
Кто разместил петиции — неизвестно
Мы попытались найти информацию о Московском региональном союзе автовладельцев, представители которого митинговали у здания страховой компании. Однако на сайте Минюста и в «СПАРК-Интерфакс» такой организации нет. В Федерации автомобилистов России (ФАР) Daily Storm заявили, что о деятельности такого союза ничего не знают. «Впервые слышу, об акции — тоже», — сказал глава ФАР Сергей Канаев.
Единственное упоминание об организации есть на сайте газеты «Арсеньевские вести» (Владивосток). На портале размещен пресс-релиз, посвященный акции 3 декабря около «Ингосстраха», там же указан номер телефона некоего Игоря.
В диалоге с Daily Storm активист рассказал, что, используя трагедию над Синаем, инициаторы акции хотели привлечь внимание к проблемам, связанным со страховыми компаниями. По словам Игоря, благотворительный фонд «Рейс 9268» не причастен к пикету, но судебные тяжбы у родственников, по его мнению, все же есть: «Людям заплатили компенсации по российским меркам. Притом что Россия — член Монреальской конвенции по международным воздушным перевозкам, а рейс был международным», — объяснил член организации. На вопрос о том, почему использовалась символика благотворительного фонда, мужчина ответил, что она применялась не целиком.
«Из них [родственников] кто-то выходил. У них идут судебные разбирательства. Им отказали в иске, а они подали на апелляцию. Мы хотели пройтись по автовладельцам, а благотворительный фонд сам по себе не причастен. Почему выбрали Синайскую катастрофу сейчас? Она громкая. Это история, которая потрясла всю Россию. Там кто-то выходил из них все же, может быть, в частном порядке. Фонд сам по себе не причастен. Это больше москвичи причастны. Это была акция поддержки их требований. Это же никто не запрещает».
В Московском региональном союзе автовладельцев рассказали, что не размещали петиции на сайте Change.org. Мы попытались связаться с авторами сообщений, однако они не ответили Daily Storm.
Страховщики открестились от претензий
В «Ингосстрахе» Daily Storm сообщили, что деньги родственникам погибших были выплачены в полном объеме: «Никаких задолженностей по выплатам у «Ингосстраха» нет. СПАО «Ингосстрах» полностью выполнило свои обязательства по урегулированию страхового случая, связанного с крушением 31 октября 2015 года воздушного судна Airbus 321-200 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс № 7К-9268 по маршруту Шарм-Эль-Шейх — Санкт-Петербург в рамках 67-ФЗ РФ (ОСГОП). Некоторые родственники погибших, не согласные с размером произведенных выплат, подали коллективный иск в Замоскворецкий суд Москвы. Ответчиками по иску являлись «Ингосстрах», «Альянс Глобал Корпорейт энд Спешиэлти», AerCap Holdings N.V., ООО «Авиакомпания Когалымавиа» и ООО «Триомед» (BRISCO). В соответствии с решением суда в иске в отношении СПАО «Ингосстрах» было отказано полностью. Суд постановил взыскать лишь с одного ответчика — авиакомпании «Когалымавиа» — более 30 миллионов рублей», — заявили Daily Storm в пресс-службе «Ингосстраха».
Там также сообщили, что «ни до, ни во время, ни после акции никаких требований в компанию со стороны участников или инициаторов акции не поступало». В пресс-службе страховой организации высказали подозрения, что петиции разместили с целью дискредитации имиджа фирмы: «Есть основания полагать, что речь идет об информационной атаке на СПАО «Ингосстрах», в которой организаторы готовы спекулировать даже на теме трагической гибели людей в авиакатастрофе над Синаем. Кто стоит за этой кампанией — нам неизвестно».
Авиакатастрофа над Синайским полуостровом произошла 31 октября 2015 года. Самолет Airbus A321 российской авиакомпании «Когалымавиа» выполнял рейс 9268, следовавший из египетского Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург. На 24-й минуте после взлета на борту произошел взрыв, после чего авиалайнер рухнул на землю. Власти России и Египта заявили, что катастрофа произошла в результате теракта. На борту находились 224 человека, все погибли.
Что это вообще было?
После того как на сайте Change.org появились однотипные петиции, Telegram-канал «Беспощадный пиарщик» написал следующее: «Конечно, остается только гадать, кто это такой ловкий и смелый пытается медленно и уныло кошмарить рынок, но пташки указывают на молоденьких специалистов некоторых регулирующих органов, которые с утра выступили по поводу отсрочки реформы ОСАГО на неопределенный срок».
Вечером 3 декабря «Ведомости» сообщили, что с инициативой отсрочить рассмотрение поправок выступили юристы главного правового управления администрации президента. Сейчас в России идет подготовка к масштабной реформе автострахования. Страховщики предлагают перейти на систему индивидуальных страховок. Если нововведения примут, страховые компании будут поощрять добросовестных водителей скидками и начислять надбавки в стоимость постоянным нарушителям.