St
Авиакомпании увидели кризис в подготовке пилотов в России. Что происходит?
«Аэрофлоту» не хватает летчиков, а выпускников госучилищ приходится доучивать

Авиакомпании увидели кризис в подготовке пилотов в России. Что происходит?

«Аэрофлоту» не хватает летчиков, а выпускников госучилищ приходится доучивать

Коллаж: © Daily Storm

Гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков заявил РБК о развале системы подготовки пилотов в России. В августе похожее мнение высказывали в руководстве «Аэрофлота». Перевозчики говорят о нехватке авиаторов и о том, что курсанты в училищах якобы не могут вовремя выполнить летную практику. Отвечаем на главные вопросы о противостоянии «Аэрофлота» и авиационных властей.


Что случилось?


Генеральный директор авиакомпании «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») Андрей Калмыков заявил о полном развале системы подготовки пилотов в России. По его словам, училища готовят недостаточно летчиков, да и у авиакомпаний есть претензии к обученным. Из-за этого перевозчикам не хватает пилотов. В дальнейшем, по мнению Калмыкова, ситуация будет усугубляться. О проблемах подготовки кадров в авиации известно уже несколько лет. Но только сейчас авиакомпании стали говорить об этом публично.


undefined
Гендиректор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков Скриншот: © Daily Storm

В России действительно не хватает пилотов?


Да, периодически авиакомпании сообщают о недоборе пилотов в России. Публично об этом заявляет только группа компаний «Аэрофлот». Гендиректор перевозчика Виталий Савельев еще в 2012 году сетовал на дефицит летных кадров. В июне 2018 года глава «Аэрофлота» заявил о нехватке 60 командиров самолетов. Более того, в ряде училищ, по данным СМИ, курсанты не могут вовремя выпуститься из-за напряженки с техникой. Об этом мы расскажем ниже.  


Почему это происходит?


Каждый год авиакомпаниям необходимы сотни новых летчиков. Потребности рынка постоянно растут: только группа «Аэрофлот» в 2018 году нуждалась в 350 дополнительных авиаторах. Государственные летные училища эти запросы удовлетворять не успевают (а других училищ в РФ нет). Каждый год заведения по плану должны выпускать около тысячи пилотов. Но многие курсанты оканчивают училища с задержками. На всех техники не хватает, и менее удачливым курсантам приходится ждать в очереди. Без летной практики они не могут получить дипломы и свидетельства пилотов (без этих документов в авиакомпанию не возьмут). 


undefined
Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского Фото: © oltuga-spo.ru

По данным СМИ, в летных училищах России курсанты месяцами и даже годами ждут своего шанса попрактиковаться. Из-за ожидания срок обучения может увеличиваться более чем на год. Daily Storm об этом уже писал. Например, вот тут или здесь. Ситуация попадала и в объектив тележурналистов. В учебных заведениях не хватает инструкторов (из-за низких зарплат), часть техники периодически находится на ремонте. В Росавиации рассказали Daily Storm, что проблемы с техническим обеспечением училищ решить удалось, а инструктора уходят в авиакомпании за большими зарплатами.



Те, кто все-таки доучился, работают только в России?


Нет. В 2017 году стало известно, что российские пилоты массово уезжают на работу в южно-азиатские страны. По данным «Коммерсанта», за последние 2,5 года (публикация 2017 года) в Азию уехали более 300 пилотов. Среди них были и командиры самолетов. Зарплаты пилотов в Азии выше российских (в Китае в 4 раза выше — $17 000–25 000 в месяц). При этом в этих странах коммерческим летчикам предоставляют больше времени для отдыха в году. В «Аэрофлоте» сообщали, что группу компаний с целью поработать в Азии покинули 140 человек. Большинство этих летчиков трудились в дочерней структуре «Аэрофлота» — авиакомпании «Россия». Источник «Шторма» в компании говорит, что из «России» пилоты массово увольнялись не столько по причине переезда в Азию, сколько из-за жестких условий работы.


Что делали авиакомпании, чтобы справиться с дефицитом пилотов?


Проблему нехватки пилотов в России пытались решать разными способами. «Аэрофлот» набирал военных летчиков и переучивал их по короткой программе. Была государственная переподготовка штурманов и бортинженеров на пилотов.


Еще существовали курсы по переобучению пилотов-любителей на коммерческих авиаторов (могут работать в авиакомпаниях).


undefined
Комплексный тренажёр самолёта Сухой Суперджет-100 Фото: © wikipedia.org

Это все равно не помогает?


Дело в том, что переподготовкой пилотов-любителей занимались частные авиационные учебные центры (АУЦ). В последние годы большая их часть была закрыта. Государство фактически объявило им войну, после того как в 2013 году Следственный комитет выяснил, что пилот потерпевшего крушение в Казани самолета Boeing 737 имел поддельные документы, купленные в одном из АУЦ. Тогда же Росавиация начала отзывать и свидетельства пилотов, прошедших обучение в частных центрах. Летных прав лишились несколько сотен летчиков. А в 2016 году было единственное частное летное училище (ЧЛУГА), где готовили профессионалов с нуля.


Массовое закрытие частных АУЦ представители Росавиации объясняют тем, что в ходе проверок выявились существенные нарушения и несоответствия. «Цели выдавить частников с рынка не было», — уточнил чиновник. Он отметил, что АУЦ в России по-прежнему работают, но готовят только пилотов-любителей.


undefined
Фото: лицензия CC0 Public Domain

Что хочет «Аэрофлот»?


Руководство «Аэрофлота» в августе написало письмо в Министерство транспорта России. Перевозчик раскритиковал систему подготовки пилотов в России и предложил открыть училище на базе авиакомпании. В компании объяснили это растущим дефицитом в отрасли. Перевозчик тоже сетовал на то, что курсанты в государственных училищах в ходе обучения не выполняют полный план по налету. Из-за этого в 2018 году «Аэрофлоту» пришлось отсеять треть из отобранных кандидатов — выпускников училищ. Также «Аэрофлот» снова объявил о найме военных летчиков. Авиакомпания хочет переучить их для полетов на Airbus, Boeing и Sukhoi Superjet.


Какая позиция у властей?


Источник «Шторма» в отрасли считает, что в группе «Аэрофлот» драматизируют проблемы в отрасли. По словам собеседника, на рынке нет дефицита пилотов, даже наоборот — они стоят на листе ожидания. Он рассказал Daily Storm, что заявления «Победы» связаны с планами авиакомпании приобрести 30 новых боингов. Чтобы их эксплуатировать, потребуется 300 пилотов.



«Откуда 300 пилотов просто так возьмутся? Нужно синхронизировать свои запросы с теми, кто пилотов готовит», — объяснил собеседник.

Также, по его словам, «Аэрофлот» лоббирует запуск собственной летной школы по подготовке коммерческих пилотов. Но, по мнению источника, у компании нет всей необходимой инфраструктуры. А у государственных училищ такая инфраструктура есть», — заключил собеседник. Он добавил, что в училищах используют современную технику: легкие самолеты Diamond DA40, 42-е, самолеты Cessna и тренажеры разных типов (для аэробуса и «Сухого»).


Загрузка...